Рейтинг@Mail.ru
home

25.12.2019

Потребителей могут лишить штрафной «премии»

25.12.2019. АПИ — Пятидесятипроцентный штраф за нарушение прав потребителей предлагается перечислять в бюджет. Эти и другие меры предусмотрены внесенным в Госдуму законопроектом.

Согласно действующему федеральному закону при удовлетворении иска потребителя суд взыскивает с продавца или иной допустившей нарушение организации штраф в размере 50 процентов от присуждаемой истцу суммы. Половину этого штрафа вправе получить общественная организация, отстаивающая права потребителя в судебных инстанциях, тогда как кому перечисляется основная сумма – закон не определяет. Еще 13 лет назад Верховный суд России разъяснил, что она должна поступать в федеральный бюджет. Однако в 2012 году практика изменилась, и высшая инстанция предписала выплачивать штраф самому потребителю.

Эти меры стимулировали потерпевших граждан активнее отстаивать свои права в суде. В ситуациях с дорогостоящими товарами (автомобилями, квартирами и даже «айфонами» и другими) такая «премия» могла составлять десятки тысяч и даже миллионы рублей. Так, АО «Мерседес-Бенц Рус» выплатило 5 млн рублей Антону Безгребельному, купившему неисправный Mercedes Geländewagen (АПИ подробно писало о таких делах – Потребительские войны).

Новые поправки, инициированные депутатами Госдумы Олегом Николаевым и Геннадием Онищенко [бывшим руководителем Роспотребнадзора], предусматривают переименование штрафа в «денежное взыскание», которое должно взыскиваться в пользу государства. Существующая практика, по мнению парламентариев, «стимулирует потребителей обращаться в суды, не всегда принимая должные меры для восстановления своих прав в претензионном порядке, к чему их активно подталкивают недобросовестные юристы». В свою очередь новые доходы государство будет тратить на развитие национальной системы защиты прав потребителей.

Одновременно вводится обязательный претензионный порядок предъявления требований потребителей в отношении технически сложных товаров. Причем покупателю предписывается отправлять исключительно «бумажную» депешу по адресу продавца, а если покупка совершалась через Интернет – в электронном виде. В случае возникновения спора о причинах недостатков на потребителя возлагается обязанность по требованию продавца предоставить товар на проверку качества. «Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает исполнитель, потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы», – отмечается в законопроекте.

Кроме того, для защиты граждан от недобросовестных юристов и злоупотребляющих правами общественных организаций предлагается делегировать самим таким объединениям проводить общественную аккредитацию юридических и физических лиц, предлагающих и оказывающих юридические и экспертные услуги в сфере защиты прав потребителей. Правовой режим такой аккредитации и полномочия получивших ее компаний и частнопрактикующих юристов законопроект не определяет. Не ясно также, смогут ли оказывать потребителям юридические услуги адвокаты, не получившие «общественной аккредитации».

Предложенные меры призваны урегулировать конфликтные ситуации, нередко именуемые даже «потребительским терроризмом». Существующая система, позволяющая покупателям за счет взыскания неустойки и штрафа получать трехкратную стоимость товара, стимулирует недобросовестных граждан в том числе намеренно ломать технически сложные устройства и предъявлять иски. При этом продавец или производитель даже лишены возможности проверить такие товары до выплаты соответствующих сумм (АПИ писало об этом – Потребительские права и экстремизм).

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», ежемесячно российские суды рассматривают в среднем по 22 тысячи исков о защите прав потребителей, 81 процент из них удовлетворяется. Средняя сумма взыскания составляет 2,7 тысячи рублей.