Рейтинг@Mail.ru
home

03.02.2020

Транспортная повинность упразднена, воинский учет автомобилей действует

03.02.2020. АПИ — Многие собственники транспортных средств обязаны предоставлять их по требованию военных. Эти требования в ряде случаев распространяются даже на частных автовладельцев.

В ходе проведения так называемой «регуляторной гильотины» с 1 февраля утратили силу сразу 1252 нормативных актов, изданных с 1917 по 2002 годы (АПИ писало об этом – Принятые за 85 лет декреты и иные нормативные акты «приговорили»). Среди них – постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР и Всероссийского Центрального исполнительного комитета 1927 года о порядке привлечения населения к трудовой и транспортной повинности. Оно регламентировало возможность по существу найма граждан и аренды их имущества (в первую очередь гужевого транспорта и силы) для борьбы со стихийными бедствиями – наводнениями, снежными заносами, пожарами и другими. При этом «рекрутируемым» гарантировались трудовые права и даже оплата, а также компенсация причиненных имуществу убытков.

Вместе с тем действующее законодательство о мобилизационной подготовке возлагает на всех граждан, государственные и частные компании так называемую военно-транспортную обязанность. В мирное и в военное время собственникам автомобилей и иных транспортных средств могут предписать передать их в пользование войск, формирований и органов. «При этом гражданам выдаются документы, подтверждающие предоставление ими транспортных средств», – отмечается в Указе Президента России о военно-транспортной обязанности.

В утвержденный оборонным ведомством перечень «призываемых» на службу входят грузовики и прицепы (категории N и O), автобусы (М2 и М3), а также квадроциклы, тракторы, специализированные автомобили (автокраны, лесовозы, бензовозы, пожарные, рефрижераторы и иные), дорожно-строительные машины и механизмы, снегоходы и многие другие. Военным комиссариатам предписывается вести учет таких транспортных средств на основе информации, которую им обязаны предоставлять органы ГИБДД.

Более того, в 2018 году Министерство обороны РФ предложило включить в этот список все легковые автомобили, находящиеся в собственности юридических лиц (АПИ писало об этом – Корпоративные легковушки и такси мобилизуют на военную службу). Многие участники публичного обсуждения указали на необоснованность и незаконность изъятия частной собственности, но разработчики отклонили все возражения: «Проект разработан в целях приведения в соответствие требованиям законодательства и направлен на оптимизацию учета транспортных средств экономического комплекса страны в Вооруженных Силах России», – заявили в оборонном ведомстве.

В то же время с тем фактов принуждения граждан к передаче их «четырехколесных друзей» для нужд военных не зафиксировано. Судебная практика по этому вопросу также отсутствует.

Отметим, что до 2015 года военно-мобилизационному учету подлежали также лошади, верблюды, ездовые олени, ослы (ишаки), повозки, нарты и сани.

Справка

По данным Федеральной налоговой службы, в частной собственности находится 40,6 млн легковых и 3,7 млн грузовых автомобиля, 1,1 млн мотоциклов, 390 тысяч автобусов и 828 тысяч тракторов, самоходных машин и механизмов. Юридическим лицам принадлежит почти 1,5 млн «легковушек», 1,5 млн грузовиков, почти 300 тысяч автобусов и 668 тысяч «самоходок».