Рейтинг@Mail.ru
home

04.03.2020

Интеллектуальные активы, цифровые платформы и монобрендинговую торговлю демонополизируют

04.03.2020. АПИ — Использование прав на объекты интеллектуальной собственности – товарные знаки, патенты, программы, домены и иные, ограничат в интересах развития конкуренции. Такой законопроект подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Согласно действующему федеральному закону установленные ими запреты по предупреждению и пресечению монополистической деятельности на товарных рынках не применяются в отношении использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. По мнению экспертов, это приводит к многочисленным злоупотреблениям. Например, поисковые системы выдают в первую очередь свои продукты (например – «Яндекс.Такси» и иные). Некоторые занимающие доминирующее положение IT-системы навязывают участникам рынка свои условия. В частности, Booking требует за бронирование отелей до 20 процентов, тогда как в тех же поисковых системах ссылки на эту систему выводятся чаще всего выше, чем сайты самих отелей. «О негативных для конкуренции явлениях, связанных с использованием интеллектуальной собственности, свидетельствует практика антимонопольных органов во всем мире», – убеждены в ФАС.

Представленные ведомством поправки сохраняют установленные исключения, но вводят особенные антимонопольные требования к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Запрещаются любые соглашения и действия, которые могут привести к злоупотреблениям – разделу рынка, поддержанию высоких цен и иному ограничению конкуренции. Продавцы интеллектуальных прав не смогут запрещать партнерам работать с конкурентами, занимающим доминирующее положение компаниям предписывается не навязывать клиентам невыгодные или создавать дискриминационные условия и так далее.

Законопроект является частью так называемого «пятого антимонопольного пакета», дискуссия о его разработке прошла на площадке Петербургского международного экономического форума. «Отсутствие системного антимонопольного регулирования приводит к хаотическим атакам в разных юрисдикциях на цифровые платформы. Не должны ли глобальные цифровые платформы регулироваться как естественные монополии, к которым все имеют доступ на определенных условиях?» – полагает председатель комитета партнеров Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев.

Принятие предложенных поправок позволит устранить ограничения на многих рынках, в том числе в сфере офлайн-торговли. Например, многие поставщики запрещают своим партнерам продавать продукты конкурентов. Такую политику проводят почти все франчайзеры – многочисленные условия навязываются в лицензионных соглашениях о предоставлении прав на использование товарного знака, которые согласно действующему законодательству антимонопольным ограничениям не подчиняются.

Дмитрий Афанасьев приводит положительную западную практику. В частности, только за последние три года в Европейском Союзе Google оштрафовали более чем на 8 млрд евро – за манипулирование поисковыми выдачами товаров, принуждение сайтов клиентов не размещать рекламу против поисковиков и злоупотребления с операционной системой Android.

Аналогичные споры рассматриваются и в России даже в отсутствие соответствующих особых норм. Так, еще в 2015 году ФАС уличила в злоупотреблениях корпорацию Google, которая предустанавливала магазин Google Play и ряд приложений на поставляемые на отечественный рынок гаджеты с операционной системой Android, за счет различных мер запрещала дистрибьюторам устанавливать конкурирующие продукты, по умолчанию пользователям по существу навязывалась и соответствующая поисковая система. Арбитражные суды подтвердили обоснованность выводов ФАС и выдвинутых ею требований. В итоге Google согласился на мировое соглашение, предусматривающее отказ от эксклюзивности для своих приложений на базе Android и уплату штрафа в размере 439 млн рублей.