Рейтинг@Mail.ru
home

05.03.2020

Верховный суд России: рассказывать о «хороших» наркоманах нельзя

05.03.2020. АПИ — Документальные публикации с «положительным образом» занимающихся продажей или потреблением наркотиков лиц запрещены. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Спор разгорелся вокруг статьи под заголовком «Героин – собственность модели», опубликованной на сайте batenka.ru. По уверению ее создателя Антона Яроша, в ней автор попытался проанализировать образ жизни наркоманов и привлечь внимание к нарушению их прав. В статье рассказывалось об Анне Глазовой, десять лет принимающей героин и успешно работающей. Тогда как наркологи пришли к выводу, что героиня «живет в самообмане, а всю боль и дискомфорт в теле гасит очередной дозой». Полиция задержала героиню Анну Глазову, в СИЗО из-за ломки она пыталась покончить с собой, а после освобождения – скрылась. По директиве МВД России Роскомнадзор внес интернет-публикацию в «черный список» и потребовал ее удаления.

Суды признали действия надзорных органов обоснованными. «В данной статье излагается информация о положительном действии наркотиков, стилистика изложения текста создает положительный образ употребляющего наркотики лица, а также в положительном свете излагается информация об его образе жизни. Тем самым вышеуказанная публикация формирует у пользователей сети Интернет, в том числе несовершеннолетних, ощущение привлекательности употребления наркотических средств», – отмечается в решении районного суда. К такому же выводу пришла апелляционная коллегия. «Детальный анализ произведения в совокупности с его общей смысловой нагрузкой объективно подтверждает содержание в нем именно запрещенной к распространению на территории России информации о наркотических средствах и их незаконном обороте, которые никаким художественным и творческим замыслом автора произведения оправданы быть не могут», – заключила судья Московского городского суда Эльмира Магжанова, отклоняя жалобу Антона Яроша.

Тогда публицист оспорил в Верховном суде России норму межведомственного регламента, определяющего критерии отнесения той или иной информации к запрещенной. Именно в ней закреплено право уполномоченных органов блокировать материалы, «направленные на формирование у целевой аудитории положительного образа лиц, осуществляющих изготовление, разработку и использование наркотических средств». Исключение касается только художественных произведений, в которых такие сведения оправданы жанром. В свою очередь, по мнению Антона Яроша, как раз-таки лишь героям художественных произведений и может быть присущ «положительный образ», тогда как в документальных, расследовательских, публицистических и подобных статьях ни положительный, ни отрицательный образ создаваться не может. Также истец утверждал, что «ни один федеральный закон не содержит запрета на создание «положительных образов», тем более в документальной журналистике. Такой запрет непропорционально ограничивает возможность демократического обсуждения вопросов общественной важности».

Однако служители Фемиды не согласились с такими доводами. Ведь запрет на пропаганду наркотических средств прямо закреплен в федеральном законе. Кроме того, среди детей недопустимо распространять любую информацию, способную вызвать желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества. Высшая инстанция напомнила, что даже Европейская конвенция, к которой апеллировал истец, допускает ограничение свободы выражения мнения и санкции в интересах «общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности». «Критерии соответствуют требованиям формальной определенности правовой нормы, ясности, недвусмысленности, поскольку обеспечивают единообразное понимание и толкование правовой нормы всеми правоприменителями», – констатировал Верховный суд России.

Отметим, что на практике в «черный список» чаще всего включаются публикации о продаже наркотических и иных запрещенных веществ, в том числе жевательного табака (снюса) и так далее.

Справка

По данным Государственной автоматизированной системы «Правосудие», за последний год суды рассмотрели около трехсот административных дел об ограничении доступа к публикациям в Интернете, направленным на пропаганду наркотиков.