Рейтинг@Mail.ru
home

30.03.2020

Государственный LegalTech

В России решено создать Единый государственный портал правового просвещения ‎и бесплатной юридической помощи. Первичные консультации Министерство юстиции РФ делегирует роботам, а отдельные категории граждан смогут рассчитывать и на советы квалифицированных юристов.

30.03.2020. АПИ — Система бесплатной юридической помощи функционирует уже почти десять лет. Оказывают ее как специальные государственные юридические бюро и органы власти, так и адвокаты, нотариусы, юридические клиники, некоммерческие организации и даже частные лица с высшим юридическим образованием. Однако вся эта система остается разобщенной, а для получения права на консультацию порой требуются немалые правовые знания.

Бесплатный сыр

Федеральный закон гарантирует бесплатную государственную юридическую помощь инвалидам I и II группы, ветеранам Великой Отечественной войны, госпитализируемым в психиатрические клиники, близким погибших и иным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, проживающим в организациях социального обслуживания пенсионерам и инвалидам, а также всем малоимущим (имеющим среднедушевой доход ниже установленного в субъекте Федерации прожиточного минимума). Ряду категорий граждан поддержка юриста предоставляется только по отдельным вопросам. Например, дети-инвалиды и сироты вправе рассчитывать на помощь в связи с обеспечением и защитой их прав и законных интересов. Дополнительные льготы установлены почти во всех регионах. Причем безвозмездные для граждан услуги, в том числе по составлению документов и представительству в суде, оказывают адвокаты, работа которых финансируется за счет казны субъектов Федерации.

Правда, для получения даже первичной консультации гражданин обязан подтвердить свое отношение к соответствующей социальной категории. Например, малоимущим необходимо представить справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца. Иным категориям могут потребоваться судебные решения, медицинские заключения, выписки из различных реестров и другие документы. Кроме того, из-за сложности составления отчетности и низких ставок бесплатно помогающие гражданам адвокаты ряда регионов (Ингушетии, Брянской, Кемеровской, Сахалинской и Тульской областей) даже не требуют возмещения из казны.

На «халявную» поддержку могут рассчитывать клиенты 247 негосударственных центров и 317 юридических клиник при высших учебных заведениях. Например, в Москве функционирует семь таких центров (в том числе при епархии Святой армянской апостольской православной церкви) и 14 клиник. В ряде регионов работающим в этой сфере социально ориентированным некоммерческим организациям выделяются бюджетные субсидии или оказывается иная поддержка. 

Однако эти центры и другие участники государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи практически не представлены в Интернете. По словам заместителя министра юстиции РФ Дениса Новака, лидирующие позиции в том числе в поисковиках занимают разного рода мошенники. В итоге чаще всего вместо ответа на заданный вопрос пользователь получает предложение платной консультации, порой очень сомнительного качества.

Виртуальный помощник

Планы создания Единого государственного портала правового просвещения ‎и бесплатной юридической помощи Денис Новак озвучил еще на площадке Общероссийского гражданского форума. Цель нового проекта – создать «цифровой контур для работы всех участников систем бесплатной юридической помощи и обеспечить граждан систематизированной, актуальной, достоверной и доступной для восприятия правовой информацией с высокой степенью визуализации ‎и простыми поисковыми сценариями». Часть запросов всех пользователей будет обрабатываться роботами – через так называемые чат-боты. К таким простым стандартным вопросам относятся защита прав потребителей, оспаривание штрафов ГИБДД, подача претензий за отмененный авиарейс и так далее. Вопросы, которые не могут быть стандартизированы, предложат решить дежурным консультантам. Платформу с сервисами, позволяющими быстро, качественно и своевременно оказывать такую помощь, чиновники юридического ведомства намерены предложить адвокатам, нотариусам, учебным заведениям и иным специалистам, согласившимся безвозмездно поддерживать граждан советами по правовым вопросам. Правда, их помощь будет доступна только соответствующим категориям граждан, имеющим по закону право на бесплатную консультацию. Для подтверждения статуса пользователь должен будет пройти авторизацию через Единый портал государственных услуг.

Также планируется разместить на сайте интерактивные карты судов, правоохранительных органов, всех участников государственной ‎и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. «Использование современных технологий позволит существенно увеличить количество граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи. Функционирование портала позволит создать безопасное информационное правовое пространство, ориентированное на социально-правовые потребности граждан», – убеждены в ведомстве.

Реклама – двигатель юристов

Многие частнопрактикующие юристы и консалтинговые компании не скрывают интереса к новому проекту как площадке для продвижения и коммерческих услуг. Ведь бесплатно не относящийся к льготным категориям пользователь может рассчитывать в лучшем случае на первичную консультацию: «Большинство проблем требуют непосредственного участия квалифицированного специалиста в подготовке документов в суд и представительства. Качественный совет укрепляет доверие между юристом и потребителем. Предоставив бесплатно десять консультаций с большой степенью вероятности мы получим минимум пять платных клиентов», – заявил АПИ один из частнопрактикующих юристов.

Функции оператора Портала возлагаются на ФБУ «Научный центр правовой информации при Минюсте России», которое будет обеспечивать технологическое сопровождение и эксплуатацию ресурса. Стоимость его создания и соответствующих бюджетных ассигнований оценивается минимум в 413 млн рублей (проведение конкурсных процедур на освоение таких средств не предусматривается). В свою очередь определение состава и структуры размещаемых сведений, координация работы с консультантами и мониторинг их деятельности делегируются самому юридическому ведомству.

Отметим, что блоки вопросов-ответов и развернутых правовых консультаций включены в базы данных «КонсультантПлюс» и «Гарант». Но в отличие от законов, иных нормативных актов и судебной практики, они доступны только платным пользователям.

Справка

По данным Министерства юстиции РФ, ежемесячно государственную бесплатную юридическую помощь получает 5 млн человек, в том числе почти 1,7 млн малоимущих, миллион инвалидов, 236 тысяч госпитализируемых в психиатрические клиники и другие категории.

Мнения

 

Денис Новак, заместитель министра юстиции России

Задача государства – обеспечить бесплатный свободный доступ попавших в какую-либо ситуацию граждан к правильной безопасной информации о правовых инструментах решения проблемы. Сейчас в Интернете их подстерегает много опасного – на первых строчках поисковиков, как правило, находятся мошенники. А должен оказаться созданный под эгидой государства и заслуживающий доверия ресурс. Это могут быть и ответы на часто задаваемые вопросы, и чат-боты, когда программа обрабатывает неструктурированные запросы и, задавая наводящие вопросы, ведет до правильного решения. В ряде случаев можно обойтись и без юриста – по типовым проблемам конструктор документов сформирует заявления в суд. Дальше – с помощью суперсервиса «Правосудие онлайн» иск подается в электронном виде.

По нетиповым ситуациям посетителю должен быть предложен список юристов, к которым можно обратиться. Если, например, речь идет об оформлении завещания – список нотариусов, желательно с геолокацией и возможностью записаться.

Елена Авакян, член Совета Федеральной палаты адвокатов

Создание единого портала позволит снизить мошенничество в сфере оказания бесплатной юридической помощи, случаи которого сегодня широко распространены. Наверное, уже каждый россиянин получал звонки с предложением от лиц, которые на самом деле навязывают свои платные услуги.

Также надеюсь, что Портал будет способствовать популяризации самой адвокатуры в глазах населения. Для большинства граждан адвокат ассоциируется исключительно с защитой в уголовном процессе. В итоге по многим вопросам люди боятся обращаться к нему и идут как к стоматологу – в самой критической ситуации. Портал должен стимулировать граждан своевременно общаться за квалифицированной юридической помощью.

Ольга Шепелева, руководитель проектного направления «Право и нормотворчество в цифровой среде» Центра перспективных управленческих решений

Самый показательный пример – сайты государственных юридических бюро. Не так-то просто понять, кто может туда обратиться. Не работает и огромное количество просветительских программ, в том числе о праве на бесплатную правовую помощь.

На практике люди начинают искать правовую информацию, только когда у них возникает проблема. И соответствующие программы нужно затачивать не на абстрактную аудиторию, а уже столкнувшимся с ситуацией. Чаще всего человек не будет искать «трудовой спор», а попытается найти схожий сценарий. Поэтому, реализуя масштабный проект, целесообразно сначала изучить, как предполагаемая клиентская группа ищет информацию. Иначе деньги будут потрачены впустую.