Рейтинг@Mail.ru
home

13.05.2020

ЕСПЧ разрешил заключенным молиться по ночам

13.05.2020. АПИ — Установление распорядка дня и сна в тюрьмах не может ограничивать право заключенных на свободу вероисповедания. Такое решение 12 мая принял Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

В спорной ситуации оказался Антон Коростелев. Он был осужден к пожизненному лишению свободы за поджог ухтинского торгового центра «Пассаж», в котором погибло 25 человек. Находясь в одиночной камере в сыктывкарском следственном изоляторе, он в час ночи совершал акт поклонения («Салах»). Все мусульманине должны совершать такую молитву не менее пяти раз в день в установленное время, в определенной позе и на молитвенном коврике, особенно во время Рамадана (девятого месяца исламского календаря, который считается периодом поста, молитвы и размышлений). Обнаружив действия через внутреннюю систему видеонаблюдения, охранник приказал Антону Коростелеву немедленно вернуться в кровать, но заключенный продолжал молиться. 

Нарушение установленного режима сна и неисполнение требования сотрудника администрация СИЗО квалифицировала как дисциплинарный проступок. Суд, в который обратился заключенный, поддержал выводы чиновников. Ведь согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, обвиняемые вправе отправлять религиозные обряды в камерах, но это не должно нарушать самих правил. Тогда как распорядок дня предусматривает восьмичасовой сон с 22 часов вечера до 6 утра. Апелляционная коллегия также констатировала, что не покидать спальное место в ночное время суток является не правом, а обязанностью заключенного.

Обращаясь в Страсбург, осужденный указывал, что наложенное за совершение богослужений в ночное время дисциплинарное взыскание лишает его возможности выполнять свои религиозные обязанности, что является нарушением Европейской конвенции. Ведь исполнение поклонов не представляло угрозы для общественной безопасности, не причиняло никаких неудобств другим лицам и не накладывало никакого бремени на власти. Кроме того, согласно Европейским пенитенциарным правилам, тюремный режим должен быть организован настолько, насколько это практически возможно обеспечить заключенным право исповедовать свою религию и следовать своим убеждениям, посещать службы или собрания.

В свою очередь, по мнению представителя России – заместителя министра юстиции РФ Максима Гальперина, тюремный график призван защищать права обвиняемых, в том числе требует спать по ночам. Учитывая разнообразие религиозных убеждений заключенных, разрабатывать индивидуальные графики или делать специальные исключения для каждой группы верующих чиновники сочли нецелесообразным. «Тюремная администрация не могла терпеть поведение заявителя. Решение не возбуждать дело за нарушение дисциплины может привести к непослушанию среди заключенных и к увеличению рисков для личной безопасности заключенных и тюремного персонала», – отмечалось в возражениях властей.

Европейский суд пришел к выводу о законности применения против Антона Коростелева дисциплинарных мер. Однако такое вмешательство ЕСПЧ не признал «необходимым в демократическом обществе». Признавая важность тюремной дисциплины, страсбургские служители Фемиды не согласились с формальным подходом: «Ничего не свидетельствует, что соблюдение заявителем Салаха в ночное время создавало какие-либо риски для тюремного порядка или безопасности. Заявитель не использовал опасные предметы и не пытался заниматься коллективным богослужением в большой группе вместе с другими заключенными. Он совершал Салах в одиночном заключении, не вызвал шума или других беспокоящих факторов. Вмешательство в свободу заявителя в отношении религии в результате его дисциплинарного наказания не нарушало справедливый баланс между конкурирующими интересами и несоразмерно указанным властями целям», – заключил Европейский суд, признавая права заявителя нарушенными. 

В качестве компенсации причиненного морального вреда государство должно выплатить Антону Коростелеву 2,6 тысячи евро, еще две тысячи – на возмещение судебных расходов.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в учреждениях уголовно-исправительной системы функционирует 1546 объектов для проведения религиозных обрядов и церемоний, в том числе 1073 для православных (отдельно стоящие и домовые храмы, часовни, молитвенные комнаты), 403 – для мусульман (мечети, молитвенные комнаты), 22 – для буддистов (дуганы, хурулы, дацаны, молитвенные комнаты), 9 – для католиков (костелы, кирхи, молитвенные комнаты), 17 – для иудеев (синагоги, молитвенные комнаты), а также 22 для представителей иных религиозных течений.