Рейтинг@Mail.ru
home

18.05.2020

Роспотребнадзор намерен отказаться от плановых проверок бизнеса

18.05.2020. АПИ — Государство отказывается от предупредительных мер по защите прав покупателей и пользователей услуг – проверять компании будут только по факту нарушения. С такой инициативой выступила сама Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Действующий федеральный закон предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок. График организации первых формируется на год вперед, утверждается Генеральной прокуратурой России и публикуется для всеобщего сведения. В свою очередь, внеплановые рейды проводятся при наличии обоснованных предположений о допущенном компанией проступке.

По утверждению чиновников надзорного ведомства, в последние годы снижается как количество самих плановых проверок, так и их эффективность. Поэтому предлагается вообще прекратить их проведение: «В качестве альтернативного механизма обеспечения защиты прав потребителей Роспотребнадзором будут применяться внеплановые документарные и выездные проверки, контрольные закупки как ситуативные меры реагирования, а также организация и проведение иных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований», – отмечают в ведомстве.

Вместе с тем эксперты неоднозначно оценивают такую реформу. С одной стороны, она позволит снизить административную нагрузку с бизнеса, с другой – может негативно отразиться на защите прав потребителей. Ведь в ходе внеплановой ревизии инспектор вправе проверять только договор с конкретным гражданином, связанные с ним материалы и действия. По итогам фиксируется, например, факт незаконных действий, но касательно, опять же, одного потребителя. Тогда как почти во всех случаях оказывающие услуги компании (операторы связи, страховщики, банки и другие) используют либо типовую форму договора, либо общие условия, к которым присоединяется клиент. Доказать, в частности, включение в такой документ незаконных условий, ущемляющих интересы порой миллионов потребителей, надзорный орган вправе, только проведя плановую проверку.

Кроме того, основанием для назначения внеплановой инспекции является жалоба потребителя, только если он ранее письменно обращался с претензией к продавцу или исполнителю и в месячный срок не получил положительного ответа. Это также исключает выявление и исправление типовых нарушений. Кроме того, для предупреждения ложных обращений подать жалобу в электронном виде можно только через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Равно как чиновники вправе усомниться в авторстве полученной бумажной петиции.

С другой стороны, специалисты указывают на многочисленные проблемы в организации плановых проверок. В частности, вне зависимости от размера юридического лица и его структуры такие ревизии могут назначаться не чаще одного раза в три года. Причем судебная практика свидетельствует, что проведенная в отношении одного регионального филиала банка, торговой сети или иной крупной компании плановая инспекция на три года исключает проверку любого другого подразделения по всей России (АПИ подробно писало об этом – Банк «ВТБ» и магазины одежды защитили от «кошмаривания»).

Справка

По данным портала «Проверки бизнеса РФ», в 2019 году Роспотребназор провел почти 269 тысяч проверок – 83,3 тысячи плановых и 185,6 тысячи внеплановых. Нарушения были выявлены по итогам 87,6 и 56,2 процентов соответственно.