Рейтинг@Mail.ru
home

02.06.2020

Деньги за пропавшие авиабилеты заморозят на три года

02.06.2020. АПИ — Авиакомпании смогут не возвращать стоимость билетов на рейсы, отмененные в связи с пандемией. Проект такого регламента урегулирования спорных ситуаций представило Министерство транспорта РФ.

Действующий Воздушный кодекс РФ гарантирует пассажирам право вернуть уплаченную за билет сумму в случае отмены или переноса рейса. Однако в транспортном ведомстве убеждены, что в условиях кризиса возлагать на перевозчиков все риски недопустимо. С февраля власти запретили рейсы в Китай, а в марте фактически закрыли воздушную границу. Карантинные меры препятствуют и перелетам внутри страны. «Указанные обстоятельства препятствуют авиакомпаниям выполнять ‎свои обязательства перед пассажирами, являются чрезвычайными ‎и непредотвратимыми обстоятельствами (форс-мажор), влияющими, в том числе, на устойчивость функционирования авиакомпаний», – убеждены в Министерстве транспорта РФ.

Предложенный особый порядок распространяется на пассажиров, которые не воспользовались состоявшимися после 18 марта рейсами или если они были отменены. Все они автоматически получают так называемый депозитный ваучер – право в течение трех лет воспользоваться услугами той же авиакомпании, при этом стоимость пропавшего авиабилета принимается в зачет. Для этого пассажиру достаточно подать уведомление через сайт перевозчика, отправить его почтой или обратиться в офис. По истечению трех лет неиспользованная сумма также по заявлению клиента возвращается на указанный им счет. Начисление процентов на удерживаемую авиакомпаниями сумму не предусмотрено.

Чиновники отмечают, что подобный способ возврата одобрен Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Эта организация призвала власти всех стран разрешить законный оборот депозитных ваучеров авиакомпаний во избежание разрушительных последствий для отрасли – объем текущей задолженности по возвратам оценивается в 35 млрд долларов: «В этих условиях практически невозможно в короткие сроки найти достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель ‎и избежать банкротства. Поэтому насущной потребностью авиакомпаний является сохранение оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов. Регулирующие органы в Канаде, Колумбии и Нидерландах уже признали необходимость такого подхода», – отмечается в пояснительной записке.

В Министерстве транспорта РФ полагают, что предлагаемый порядок позволит соблюсти баланс интересов перевозчиков и пассажиров, а также снять социальную напряженность ‎и повысить устойчивость функционирования авиакомпаний.

Вместе с тем в настоящее время проект особых правил возврата проходит общественное обсуждение, дата его принятия и вступления в силу пока не определена. Тогда как на практике большинство перевозчиков добровольно возвращают стоимость билетов на отмененные рейсы, а в ряде случаев даже не удерживают предусмотренные договором штрафы с самостоятельно отказавшихся лететь пассажиров. Также клиентам предлагается переоформить билет на другие даты без изменения цены или в другие города с пересчетом стоимости. Кроме того, национальный перевозчик – ПАО «Аэрофлот» – еще в конце апреля объявил о выпуске трехлетних сертификатов, являющихся по сути аналогом регламентируемых новыми правилами депозитных ваучеров.

Отметим, что объем подлежащих возврату средств за авиабилеты российских авиакомпаний оценивается в 70 млрд рублей. Ущерб пассажиров от их удержания за три года исходя из сегодняшней ключевой ставки Банка России превысит 11,5 млрд рублей.

Справка 

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в 2019 году внутренними рейсами российские авиакомпании перевезли почти 73 млн пассажиров, международными – 55 млн. По итогам марта этого года объем перевозок снизился на 15 процентов на внутренних и почти в два раза на международных рейсах.