Рейтинг@Mail.ru
home

17.06.2020

Долги недобросовестных бизнесменов возложили на наследников

17.06.2020. АПИ — Долги привлеченных к субсидиарной ответственности учредителей и руководителей компаний переходят к наследникам. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Согласно действующему законодательству, не погашенная в ходе банкротства юридических лиц задолженность может возлагаться на владельцев, топ-менеджеров и иных так называемых контролирующих лиц. Причем зачастую их вина в финансовой несостоятельности компании презюмируется (АПИ подробно писало о таких спорах – Безответственный бизнес).

В спорной ситуации оказался владелец благовещенской нефтебазы – ООО «Амурский продукт». В 2015 году с нее исчезло 3,4 тысячи тонн бензина и дизельного топлива стоимостью 141 млн рублей, принадлежащих ООО «РН-Востокнефтепродукт». В краже обвинили заместителя директора Михаила Шефера, но в связи с гибелью его в дорожно-транспортном происшествии уголовное дело было прекращено. Сама же компания оказалась не в состоянии возместить потерпевшему ущерб и объявила о банкротстве. 

Субсидиарную ответственность за невыполненную задолженность возложили в первую очередь на бывшего генерального директора Степана Руденко, являющегося к тому же братом жены Михаила Шефера. Придя к выводу, что такая ответственность неразрывно связана с личностью должника, Арбитражный суд Амурской области отказался привлекать к ней наследников непосредственного виновника преступления, которое и привело к несостоятельности предприятия.

В свою очередь, Верховный суд России констатировал, что возникший из субсидиарной ответственности долг должен быть подчинен тому же правовому режиму, что и иные связанные с возмещением вреда имуществу участников оборота долги. Не усмотрела высшая инстанция и каких-либо оснований связывать обязанность компенсировать свое негативное поведение с личностью наследодателя. «Таким образом, долг наследодателя, возникший в результате привлечения его к субсидиарной ответственности, входит в наследственную массу. Иное толкование допускало бы возможность передавать наследникам имущество, приобретенное (сохраненное) наследодателем за счет кредиторов незаконным путем, предоставляя в то же время такому имуществу иммунитет от притязаний кредиторов, что представляется несправедливым», – отмечается в постановлении Верховного суда России.

Для решения вопроса о возложении ответственности Михаила Шефера на его детей – Наталью, Платона и Тимура, дело возвращено в суд первой инстанции. По общему правилу они должны будут возместить задолженность в пределах полученного от погибшего отца наследства.

Справка

По данным Единого федерального ресурса сведений о банкротствах, в 2019 году суды признали несостоятельными 12,4 тысячи юридических лиц. По итогам конкурсного производства из включенных в реестр требований более двух триллионов рублей было погашено только 95 млрд (4,6 процента).

К субсидиарной ответственности привлечено 2,2 тысячи контролирующих лиц, общий объем требований к ним составляет 440 млрд рублей.