Рейтинг@Mail.ru
home

22.06.2020

Репрессированным компенсируют утраченное жилье

22.06.2020. АПИ — Вместо выделения квартир жертвам политических репрессий предлагается выплачивать денежную субсидию. Такой законопроект внесен в Госдуму.

Действующий с 1991 года федеральный закон формально гарантирует утратившим жилье в связи с репрессиями право вернуться в родной город. Однако конкретный порядок предоставления квартир делегируется определять субъектам Федерации, которые зачастую вводили заградительные условия. В частности, во многих регионах установлен ценз оседлости – встать в очередь могут только жертвы репрессий, не имеющие своей квартиры и проживающие на территории субъекта не менее десяти лет.

В декабре Конституционный суд России признал такие нормы московского закона нелегитимными, указав на гарантированные всем реабилитированным единые права. Исполняя требования служителей Фемиды, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подготовило соответствующий законопроект, но по оценке правозащитников он не решал поставленной задачи. В частности, установление порядка выделения квартир опять же возлагалось на субъекты Федерации (АПИ подробно писало о постановлении и законопроекте – Жилищная реабилитация, Реабилитированных хотят поставить в общую очередь на жилье). Игнорировали чиновники и многочисленные высказанные в ходе общественного обсуждения поправок замечания.

В свою очередь, Правительство России также отказалось рассматривать предложение строительного ведомства. А вместо них в Госдуму депутаты Сергей Миронов и Галина Хованская внесли альтернативный законопроект, предусматривающий право жертв репрессий на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. «Необходимо учитывать, что принятие реабилитированных лиц на жилищный учет в обычном порядке не является адекватным возмещением понесенного вследствие репрессий ущерба. Жертвы политических репрессий, как правило, люди преклонного возраста. По сведениям из открытых источников, в некоторых субъектах Российской Федерации граждане, принятые на жилищный учет, ожидают получения жилых помещений в среднем более 30 лет. Находясь в общей очереди, реабилитированные лица, имеющие право вернуться на прежнее место жительства, попросту не дождутся гарантированного им жилья», – отмечается в пояснительной записке.

За основу нового документа был взят проект, подготовленный Институтом права и публичной политики при участии Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Правозащитники надеются, что он будет способствовать решению назревшей проблемы. По оценкам разработчиков, новым правом смогут воспользоваться около 300 человек, а дополнительные расходы федерального бюджета на соответствующие выплаты не превысят 1,4 млрд рублей. Соответствующая субсидия должна выплачиваться реабилитированному в течение года с момента подачи заявления.

При расчете компенсации используются установленные в субъектах Федерации нормативы обеспечения жилой площадью. Например, в Москве одиноко проживающему положено 18 кв. метров, супругам – 44, в Санкт-Петербурге «одиночка» получает 33 кв. метра, пара – 36 «квадратов» и так далее. Согласно законопроекту, единовременная выплата должна предусматривать выделение площади членам семьи, совместно проживающим с жертвой репрессий.

С другой стороны, саму сумму предлагается определять, исходя из опять же нормативной стоимости жилья, ежеквартально утверждаемой Минстроем. В настоящее время в среднем по России она составляет 46 тысяч рублей за кв. метр, в Москве – 105,7 тысячи, в Северной столице – 79,2, Краснодарском крае – 46,8, Свердловской области – 51,5 и так далее. Официально эти цены являются рыночными, но на практике существенно от них отличаются. Так, по оценке Федеральной службы государственной статистики, квартиры среднего качества (типовые) в среднем по России продаются по 73 тысячи рублей за «квадрат» на первичном и 55,5 тысячи на вторичном рынке. В столице реальная стоимость жилья превышает нормативную минимум в 1,4 раза, в Санкт-Петербурге – в 1,2. По установленным строительным ведомством ценам невозможно приобрести даже жилье так называемого низкого качества.

Отметим, что в ряде случаев наследники репрессированных пытаются получить денежную компенсацию за утраченное жилье. Такой иск подала Людмила Блиадзе, дед которой в ходе раскулачивания был выслан из деревни Путошка Уломского района (ныне – Череповецкого) Вологодской области, а его пятистенный зимний дом – конфискован. Дочка репрессированного (мать истицы) умерла в 2013 году и при жизни правами наследника первой очереди на получение компенсации не воспользовалась. Поскольку внучке такое право законом не предоставлено, суд отклонил ее иск.