Рейтинг@Mail.ru
home

02.07.2020

Анонимные электронные письма рассматриваться не будут

02.07.2020. АПИ — Подать обращение в государственный орган в электронном виде гражданин сможет, только подтвердив свою личность. С такой инициативой выступило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

В настоящее время любой желающий вправе отправить петицию как в бумажном, так и в электронном виде. Для подачи электронных сообщений на сайтах всех государственных служб размещены формы обратной связи, а в ряде случаев и адреса электронной почты. Федеральным законом предусмотрено, что для отправки ответа податель бумажного обращения должен указать свой почтовый адрес, электронного – соответствующий e-mail. Анонимные сообщения не рассматриваются, но и проверка данных отправителя не предусмотрена.

В связном ведомстве констатируют, что за последние почти 15 лет закрепленные в федеральном законе процедуры и технология работы с обращениями граждан практически не модернизировались. Тогда как в настоящее время отправители не всегда обладают информацией, в какие органы власти нужно обращаться по различным вопросам, отсутствует гарантия доставки петиции и ответов на них, не представляется информация о получении сообщения адресатом и ходе его рассмотрения. Не существует и единого порядка работы с электронными письмами.

Подготовленный законопроект предусматривает создание «Единого окна для направления обращений» на Едином портале государственных и муниципальных услуг. На нем также планируется разместить рубрикатор определенных жизненных ситуаций, создать систему автоматической переадресации петиции в уполномоченный орган власти, получения уведомлений о ходе рассмотрения обращения, а также сформировать базу знаний, а для обработки типовых запросов использовать технологии искусственного интеллекта.

Отправить обращение на бумаге любой желающий сможет почтой, а предъявив удостоверяющий личность документ – сдать через в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Для подачи электронной петиции гражданин должен быть зарегистрированным пользователем Единого портала государственных и муниципальных услуг. Через него отправителю будет доступна информация о ходе рассмотрения его обращения и придет ответ. «Законопроект направлен на решение обозначенных проблем и создание нового качества работы по рассмотрению обращений граждан за счет использования современных цифровых технологий», – убеждены в связном ведомстве. 

Отметим, что в отсутствие единого стандарта складывается порой противоречивая практика работы с электронными сообщениями. Некоторые органы (в том числе все суды, МВД России и другие) автоматически отправляют на указанный в обращении e-mail письмо с подтверждением. Иные ведомства делают это вручную или вообще не информируют отправителя о регистрации. Отдельные органы требуют от обратившегося подтвердить аутентичность указанного адреса электронной почты и так далее.

Администрация Санкт-Петербурга ввела процедуру подачи любых петиций через сервис «Электронная приемная», доступный только зарегистрированным пользователям. Также сервис имел ограничения по размеру текста сообщения и количеству вложенных документов. Рассмотрев иск правозащитников, служители Фемиды констатировали, что федеральный закон вообще не регулирует вопросы электронного взаимодействия при обращении граждан в государственные органы, а потому установленный городскими властями порядок является законным. К такому же выводу пришел и Верховный суд России.