Рейтинг@Mail.ru
home

06.08.2020

Пассажирам аварийного авиарейса разрешили отказаться от билетов

06.08.2020. АПИ — Пережившие аварийную посадку самолета пассажиры могут испытывать стресс и вправе отказаться от нового перелета. К такому выводу пришел Верховный суд России.

В спорной ситуации оказались жительницы Уфы Елена Воробьева и Динара Хафизова, которые с детьми решили отдохнуть в Сочи. Приобретенная у туроператора «Интурист» путевка предусматривала авиаперелет и 12-дневное проживание в отеле. Однако отдых не задался буквально с первых минут: во время взлета у самолета Ту-204 авиакомпании «Red Wings» загорелся двигатель. Экипаж принял решение об экстренной посадке, после чего пассажиры были эвакуированы по аварийным трапам. Согласно официальному отчету, в происшествии никто не пострадал. Более того, «за профессионализм и мужество» пилоты удостоились государственных наград.

Сами пассажиры оценивали ситуацию не так положительно – многие пережили стресс. По словам Елены Воробьевой и Динары Хафизовой, во время посадки в самолете началась паника, аварийные выходы не открывались, из горящего лайнера в полной темноте по надувным трапам матери спускались с детьми на руках. Потом к пассажирам никто не вышел, за сложившуюся ситуацию не извинился, не была оказана и психологическая помощь. И хотя авиакомпания предоставила резервный борт, путешественницы с детьми отказались от такого перелета и за свой счет приобрели билеты на поезд.

После возвращения из отпуска Елена Воробьева и Динара Хафизова предъявили иск продавшему путевку агентству, туроператору и авиакомпании. В качестве возмещения причиненного стрессом морального вреда путешественницы просили взыскать полмиллиона рублей. В подтверждение последствий пережитого истицы представили в том числе справки неврологов. Однако суд оценил страдания матерей и трех детей в 2,5 тысячи и не усмотрел оснований для возмещения стоимости авиабилетов: «Учитывая, что в данном случае истцы имели возможность осуществить перелеты по маршруту Уфа-Сочи, но добровольно от них отказались, расходы, заявленные истицами, не являются убытками, так как отсутствует факт нарушения права», – отмечается в решении суда. Апелляционная коллегия в целом поддержала такие выводы, но увеличила размер компенсации морального ущерба до 150 тысяч рублей.

Иначе всю ситуацию оценил Верховный суд России. Он подтвердил, что Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила предусматривают исчерпывающий перечень вынужденных оснований для отказа пассажира от перелета. Он, в частности, не позволяет вернуть стоимость билета в случае выявления иных существенных недостатков этой услуги. Поэтому нижестоящие суды и признали отказ истцов от перевозки на резервном воздушном судне добровольным и отклонили требования о возврате провозной платы. «Между тем суды не учли совокупность обстоятельств, послуживших причиной отказа от продолжения полета на резервном воздушном судне: серьезный авиационный инцидент, видимый пожар двигателя, аварийная посадка и эвакуация пассажиров, а также представленные истицами заключения невролога о наличии у детей стресса и его последствиях», – констатировала высшая инстанция. Для оценки этих обстоятельств дело возвращено на пересмотр в апелляционный суд.

К вынужденным причинам отказа от перелета относится в том числе задержка указанного в билете рейса. Причем практика подтверждает, что авиакомпании обязаны возместить стоимость несостоявшегося перелета, даже если это произошло из-за неблагоприятных погодных условий или иных не зависящих от перевозчика причин. Более того, в спорном случае «Red Wings» поставила в билетах потерпевших отметку о вынужденном характере их возврата, но районный и областные суды это обстоятельство игнорировали.

Отметим, что многие авиакомпании добровольно выплачивают компенсации пережившим различные инциденты пассажирам. Например, «Уральские авиалинии» предложили всем оказавшимся в приземлившимся в августе минувшего года на кукурузное поле в Подмосковье «Airbus A321» по 100 тысяч рублей. Пассажиры такого же лайнера, севшего в январе 2009 года на Гудзон, получили от «US Airways» по 10 тысяч долларов.

Справка

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в 2019 году российские авиакомпании выполнили более 1,1 млн рейсов и перевезли 128 млн пассажиров. Произошло 68 аварий и 109 авиакатастроф, в которых погибло 516 и получило ранения 531 человек.