Рейтинг@Mail.ru
home

17.09.2020

Железнодорожников обязали заплатить за жизнь погибшего на путях пешехода

17.09.2020. АПИ — ОАО «Российский железные дороги» как владелец поездов обязано компенсировать моральный вред близким погибшего независимо от наличия вины в происшествии. Такое решение принял Первый кассационный суд.

Инцидент произошел 10 декабря 2017 года вблизи станции Камбарка Горьковской железной дороги: грузовой поезд сбил на переезде местного 23-летнего Артема Останина. По итогам проверки Следственный комитет РФ пришел к выводу о виновности самого погибшего, тогда как каких-либо нарушений правил безопасности движения машинистом поезда не допускалось. Отказывая в возбуждении уголовного дела, следователи указали на отсутствие оснований предполагать и доведение мужчины до самоубийства.

Иск против ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) предъявила мать погибшего Марина Барская. В качестве компенсации морального вреда она требовала миллион рублей, еще 34,5 тысячи – возмещение расходов на погребение сына. В свою очередь, юристы железнодорожной компании отрицали ответственность, поскольку смерть наступила в результате допущенной самим потерпевшим грубой неосторожности. Также представители ответчика указывали, что ответственность РЖД за причинение вреда жизни и здоровью других лиц застрахована, а потому истица должна была обращаться непосредственно к страховщику.

Районный суд констатировал, что согласно Гражданскому кодексу РФ, в случае причинения вреда жизни или здоровью гражданина компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины владельца источника повышенной опасности. В данном случае именно РЖД являлось владельцем сбившего Артема Останина грузового поезда. Вместе с тем суд оценил причиненные его матери моральные страдания всего в 80 тысяч рублей. При этом служители Фемиды учли как характер и степень связанных с гибелью сына нравственных переживаний, давность события, степень родства, требования разумности и справедливости, так и причину несчастного случая – нарушение потерпевшим правил личной безопасности. Также в пользу Марины Барской взыскали расходы на погребение.

Железнодорожники сочли и такую сумму завышенной и отрицали наличие у матери погибшего нравственных страданий. Однако апелляционная коллегия поддержала выводы первой инстанции: «Не является основанием для освобождения ответчика от ответственности и утверждение о предпринимаемых всех возможных мерах для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, поскольку проведение работ на предмет профилактики травматизма на железной дороге не устраняет негативные последствия случившегося с потерпевшим. Более того, в рассматриваемом случае обязанность по возмещению наступает и без вины ответчика», – отмечается в определении Нижегородского областного суда.

Не усмотрела оснований для отмены принятых решений и кассационная инстанция. Коллегия напомнила, что по закону требования о возмещении могут быть предъявлены как непосредственно к причинителю вреда, так и страховщику. Кроме того, заключенный между РЖД и компанией «Ингосстрах» договор предусматривает возмещение железнодорожникам добровольно выплаченного потерпевшему ущерба в пределах 100 тысяч рублей. «Доводы кассационной жалобы РЖД о завышенном размере компенсации морального вреда со ссылкой на сложившуюся судебную практику по аналогичным делам коллегия не принимает, поскольку указанное не свидетельствует о нарушении судом единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора», – заключил кассационный суд.

Отметим, что специальный федеральный закон предусматривает обязательное страхование ответственности перевозчиков, но только перед пассажиром: в случае его гибели или получения инвалидности I группы страховщик выплачивает 2 млн рублей.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в 2019 году на железных дорогах произошло 21 крушение и 8 других аварий, в которых 6 человек погибли и двое получили тяжкие увечья. За первую половину этого года зафиксированы 12 происшествий и два погибших.

Согласно отчету ОАО «Российские железные дороги», в минувшем году имело место 2,9 тысячи нарушений безопасности на инфраструктуре, в том числе 1,2 тысячи – по вине железнодорожников.