Рейтинг@Mail.ru
home

28.09.2020

Опасные шпаргалки

Любое нарушение при проведении экзамена карается не только «неудом», но и административными санкциями. Причем штраф за недосмотр со стороны преподавателей в десятки раз превышает наказание для самих учеников, использующих шпаргалки, смартфоны и иные запрещенные предметы. Доказать свою невиновность удается крайне редко.

28.09.2020. АПИ — Правила проведения государственной итоговой аттестации (в том числе единого государственного экзамена – ЕГЭ) разрешают школьникам иметь при себе только выданные в аудитории бланки и задания (контрольно-измерительные материалы), листы для черновиков, паспорт, специальную ручку и лекарства. В ряде случаев допускается приносить линейку, непрограммируемый калькулятор, бутылку воды и шоколадку в прозрачной упаковке без этикетки.

Раскаявшиеся школьники

В свою очередь, сам факт проноса на экзамен любых средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации, является административным правонарушением. Допустивший его ученик удаляется и не получает оценки. Для предупреждения таких проступков все входящие в аудиторию проверяются с помощью стационарных или переносных металлоискателей, разрешается использование и систем подавления сигналов подвижной связи. Телефоны, планшеты, камеры и другие гаджеты запрещается иметь во время экзаменов организаторам, ассистентам, медицинским работникам, техническим специалистам, наблюдателям и иным присутствующим (исключение касается только журналистов). Для контроля соблюдения законности в аудиториях установлены видеокамеры, ведется круглосуточная запись и трансляция видео на специальный портал.

Итоговые испытания для школьников, прошедшие в этом году в условиях карантина, собрали целый «урожай» протоколов, свидетельствующих об использовании школьниками шпаргалок или запрещенных устройств. Мировым судам Москвы переданы протоколы по почти полусотни нарушениям правил проведения ЕГЭ, шесть учеников уже привлечены к ответственности. Три выпускника оштрафованы и в Северной столице. Так, у сдававшего историю Александра Маточенкова выявили справочные материалы, у Олега Хрусталева на экзамене по русскому языку и у Дениса Бушмакина на математике – мобильные телефоны. Все трое признали свою вину, служители Фемиды оценил их проступки в три тысячи рублей. 

Оспаривая постановление о наложении штрафа в четыре тысячи рублей, брянский школьник Владислав Ястребов признавал факт использования шпаргалки, но просил признать допущенный проступок малозначительным. Суд констатировал, что состав вменяемого правонарушения «является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния».

Честная оценка

Многие школьники отрицают факт использования шпаргалки или иные нарушения. Так, детективная история развернулась в одной из школ Хабаровского края: сдававшего математику Тайфуна Мамедова обвинили в незаконном использовании некоего технического устройства, но обнаружить его организаторы экзамена не смогли. Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не усмотрела в его действиях события административного правонарушения. Несмотря на это, районный суд подтвердил законность решения об аннулировании итогов экзамена, признав доказательством виновности школьника свидетельские показания преподавателя, который однозначно слышал «диктовавший математические термины голос» со стороны ученика, а также поведение других детей, «которые смеялись и указывали на Мамедова». В свою очередь, краевой суд напомнил о презумпции невиновности: «Из материалов дела следует, что факт использования участником государственной итоговой аттестации Мамедовым при проведении ЕГЭ по математике (базовый уровень) запрещенного устройства не подтвержден, поскольку из представленных доказательств не следует, что у Мамедова было обнаружено наличие запрещенных предметов», – констатировала апелляционная инстанция. Кассационная коллегия отклонила жалобу Министерства образования и науки Хабаровского края, настаивавшего на необходимости наказать ученика.

А вот использование также хабаровцем Ильей Дережицким шпаргалок служители Фемиды сочли доказанным: видеозапись свидетельствовала, что через три минуты после начала экзамена по обществознанию у него посыпались листы.

У проходящего итоговую аттестацию по истории москвича Федора Головина обнаружили надписи на руке и приняли решение об удалении нарушителя. По словам самого ученика, по причине нервного волнения он использовал руку вместо черновика, то есть нанес записи уже в аудитории под камерой. Просмотренные видеозаписи подтверждали это утверждение, равно как и отсутствие «исторического боди-арта» на момент начала экзамена. Чиновники Департамента образования Москвы требовали считать нарушением «наличие каких-либо заметок у экзаменуемого в момент проведения экзамена в независимости от того, сделаны они до или во время проведения экзамена», но служители Фемиды отклонили такие доводы, признав решение об удалении незаконным.

Уже больше года с Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики судится жительница Нальчика Марьяна Хажнагоева: при проведении экзамена по математике на ладони ее дочери Дианы также обнаружили рукописные записи формул. Служители Фемиды не обнаружили доказательств допущенного нарушения: «Имевшаяся якобы у Хажнагоевой Д.Х. запись, несмотря на наличие у уполномоченных лиц такой возможности, каким-либо образом не зафиксирована и не изъята, ее относимость к сдаваемому предмету, что и должно было быть предметом доказывания допущенного экзаменуемым нарушения, соответствующими специалистами не проверялась, как не выяснялось и наличие у перечисленных свидетелей компетентных знаний в области математики», – отмечается в решении суда о незаконности акта об удалении ученицы. Но кассационная инстанция отменила его и вернула дело на новое рассмотрение, указав, в том числе, на возможность проведения экспертного исследования видеозаписи с целью определить содержание спорной записи.

Последний учитель

Значительно более серьезные санкции – штрафы в сумме до 40 тысяч рублей, применяются к преподавателям и иным организаторам экзаменов, допустившим нарушение. Только в Москве в этом году к ответственности привлечено около десятка должностных лиц. Так, штраф в 20 тысяч рублей наложили на организатора экзамена – заместителя директора школы Светлану Лисеенко, которая самовольно покинула аудиторию, «в следствии чего было допущено бесконтрольное перемещение участника».

Практика рассмотрения таких дел остается противоречивой. Например, более десятка участников экзаменов, которые проходили в гимназии башкирского города Янаул, почти отрыто использовали шпаргалки и мобильные телефоны. К ответственности за это привлекли руководителя итоговых испытаний Риду Султанову: «Вина Султановой Р.Р. подтверждается исследованной в судебном заседании видеозаписью, на которой зафиксировано наличие и использование справочных материалов, письменных заметок участником ЕГЭ», – отмечается в решении суда. Во время проведения нескольких экзаменов под контролем заведующей методическим кабинетом муниципального отдела образования Гульшат Хабибуллиной было выявлено почти три десятка нарушений: школьники также отрыто фотографировали листы и передавали их друг другу, доставали шпаргалки из кармана, прятали их в одежду и так далее. Суд оценил ее проступок в 40 тысяч рублей.

За использование одним учащимся назаровской школы смартфона при сдаче экзамена по биологии 20-тысячный штраф наложили сразу на двух членов комиссии – Валентину Козлову и Светлану Терских. Оспаривая принятые постановления, учителя указывали на отсутствие умысла в совершении правонарушения – участник экзамена использовал гаджет скрытно, это деяние организаторы не видели и не могли видеть. Выявили его только после просмотра записей с видеокамеры, но у самих преподавателей во время проведения испытаний доступа к ним не было. Только кассационный суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих осведомленность Светланы Терской об использовании экзаменуемым смартфона и непринятие ею соответствующих мер. «При таких обстоятельствах постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению за недоказанностью обстоятельств», – заключил суд. Невиновной признали и Валентину Козлову.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на участие в ЕГЭ 2020 года в основной период было заявлено порядка 713 тысяч человек. Относительно прошлого года это количество сократилось примерно на 10 процентов, в том числе в связи с принятым решением о выдаче аттестатов без сдачи ЕГЭ.

За нарушения было удалено 850 учащихся.

Мнения

 

Владислав Волков, директор Аликовской средней общеобразовательной школы им. И.Я. Яковлева, Республика Чувашия

Для работников Рособрнадзора в день проведения экзамена открывается своего рода «охота» на школьников за шпаргалки. Дети крайне редко используют их под камерами видеонаблюдения – большинство смотрит в туалетах. Случаев наглого списывания под камерами единицы по России. 

Излюбленным приемом охоты для должностных лиц Рособрнадзора стало фактически вымогательство шпаргалок. Сначала по камерам выявляется школьник с подозрительным поведением (невербально выдающий свои намерения списать, не работающий над заданиями и пр.). При очередном выходе в туалет должностное лицо встречает его в коридоре, где нет камеры, и в категоричной форме требует отдать шпаргалку. Соглашаясь «добровольно сдаться», ребенок не понимает до конца всех последствий происходящего – на него оформляют акт об удалении с экзамена, а чиновник получает поощрения за проявленную бдительность. 

По моему мнению, процедуру «добровольной сдачи шпаргалок» нужно совершенствовать. В частности – четко предупреждать школьника, что всё им сказанное или вынутое из карманов может быть использовано против него. Кроме того, требовать отдать шпаргалки либо телефон организаторы вправе, только если наличие таких запрещённых материалов зафиксировано видеонаблюдением.

Светлана Середа, начальник районного управления образования Краснодарского края, бывший директор школы

Направленные на предупреждение и использование шпаргалок правила справедливы и эффективны. Ведь сам факт проноса в аудиторию справочного материала или телефона свидетельствует о намерении воспользоваться ими. Это является нарушением, о котором заранее каждый предупреждается под роспись. 

Будучи директором школы, я имела возможность присутствовать в штабе ЕГЭ. На экране монитора каждая аудитория была как на ладони – можно было увеличить отдельное место, внимательно просмотреть, что на столе или возле него. По опыту знаю, что воспользоваться шпаргалкой в таких условиях нереально сложно. Наверное, со стороны школьников выглядит неприятно, но знаю, что и сами выпускники один год были возмущены попыткой воспользоваться шпаргалкой одним из одноклассников. По их мнению, это нарушало равноправие.