Рейтинг@Mail.ru
home

05.11.2020

Дорожников обязали обеспечить тишину

05.11.2020. АПИ — Жители карельского села Пряжа смогли защититься от шума проезжающих по федеральной магистрали автомобилей. Такое решение принял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Через райцентр Пряжинского национального муниципального района проходит дорога Р-21 «Кола», соединяющая Санкт-Петербург, Петрозаводск и Мурманск. Некоторые дома находятся всего в ста метрах от трассы. По жалобе их жильцов эксперты Роспотребнадзора провели замер громкости посторонних звуков и зафиксировали, что эквивалентный уровень шума в жилых комнатах составил 44 децибел (дБа), на придомовой территории – 56,9. Тогда как согласно действующим с 1996 года санитарным нормативам (СанПиНам), шум в жилых помещениях не может превышать 40 дБа, на прилегающим к жилым домам участках – 55 дБа.

Владельцем шоссе в надзорном органе признали эксплуатирующую организацию – подведомственное Федеральному дорожному агентству ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск». Роспотребнадзор выдал ему предписание в семимесячный срок обеспечить соблюдение санитарных правил – снижение уровня шума в построенных рядом с шоссе домах.

Дорожники расценили эти требования как неисполнимые, так как чиновники не указали конкретные мероприятия, необходимые для снижения уровня шума. Кроме того, дома, в которых проводились замеры, строились после ввода магистрали в эксплуатацию, то есть с нарушением санитарных правил.

Арбитражный суд отклонил эти доводы предприятия. Факт использования автодороги «Кола» круглосуточно служители Фемиды признали общеизвестным, равно как не усомнились, что источником шума являются исключительно проезжающие по шоссе автомобили. Также суд не усмотрел оснований предполагать нарушение санитарных требований при строительстве жилого дома. «Предписание правомерно выдано лицу, в результате деятельности которого по эксплуатации автодороги допускается несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к условиям проживания граждан. Хозяйствующий субъект должен самостоятельно выбрать наиболее приемлемые, в том числе и в экономическом плане, варианты исполнения предписания контролирующего органа. В данном случае таковыми, к примеру, могут быть установка защитных экранов или устройство бесшумного покрытия на проезжей части», – отмечается в решении суда.

В то же время арбитраж обратил внимание на уровень шума на придомовой территории: результаты замера – 56,9 дБа при допустимой погрешности в 2,2 – могли свидетельствовать, что он составляет всего 54,7 дБа, то есть не превышал установленный норматив. Поэтому дорожное предприятие освободили от обязанности обеспечить снижение громкости на земельном участке.

Апелляционный суд признал выводы первой инстанции законными и обоснованными.

В Роспотребнадзоре убеждены, что именно шум остается наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека: «Воздействие его на людей в условии плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать. Ведущим источником шума в населенных пунктах по-прежнему является транспорт», – констатируется в докладе ведомства. 

Отметим, что в большинстве аналогичных споров экспертам надзорного органа не удается доказать, что источником повышенного шума является именно проезжающие по расположенной рядом с жильем шоссе автомобили или проходящие по железной дороге поезда. Более того, в ряде случаев суды не усматривают вины железнодорожников в нарушении тишины в домах, построенных рядом с уже работающей стальной магистралью (АПИ писало о таких делах – РЖД освободили от ответственности за шум в старых домах, Московский метрополитен уличили в опасной шумности).

Справка

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2019 году провела 528,5 тысячи инструментальных измерений акустических факторов, в 11 процентах случаев (59,2 тысячи) зафиксировано нарушение санитарного норматива.