11.11.2020
11.11.2020. АПИ — Платежные терминалы не принимают монеты и не могут выдавать сдачу, а потому не обеспечивают право граждан на оплату услуг наличными. К такому выводу пришел Арбитражный суд Оренбургской области.
Жалобу на федерального оператора связи АО «Компания ТрансТелеКом» подала пользователь стационарного телефона Людмила Федотова. Желая заплатить за услуги связи наличными, она обратилась в единственный в Оренбурге офис компании, но оборудованная в нем кассовая зона оказалась закрыта. Сотрудники подтвердили, что не принимаются наличные, кассовые аппараты отсутствуют. При этом клиентам рекомендовали воспользоваться расположенными в холле терминалами, принимающими плату за телефон без комиссии. Однако они не были оснащены монетоприемником и не выдавали сдачи, а потому внести ежемесячную абонентскую плату в размере 399 рублей без переплаты также было невозможно.
Проведенная Роспотребнадзором проверка подтвердила факт отсутствия в оренбургском офисе АО «Компания ТрансТелеКом» кассы и особенности работы терминала. Тогда как действующий федеральный закон возлагает на все оказывающие услуги частным лицам компании обязанность обеспечить возможность их оплаты как наличными, так и с помощью национальной платежной карты «МИР». Нарушение права потребителя на выбор способа оплаты квалифицируется как административное правонарушение. Не признав терминал доступным средством внесения наличных, надзорный орган наложил на оператора штраф и выдал предписание обеспечить потребителю возможность оплаты услуг телефонной связи в размере 399 рублей в месяц.
Оспаривая эти требования, связисты указывали, что реализация предписания влечет необоснованные для компании и ее контрагентов издержки, связанные с модернизацией оборудования по приему платежей. Кроме того, по мнению оператора, действующее законодательство не предусматривает обязанность исполнителя обеспечить внесение наличных денежных средств в точном размере в соответствии с установленным тарифом.
Но служители Фемиды констатировали, что платежный терминал оснащен только купюроприемником, прием монет при проведении платежных операций и выдача сдачи не предусмотрены: «Исполнить обязательства по договору об оказании услуг телефонной связи путем наличных расчетов в полном объеме потребителю, в случае если сумма ежемесячного платежа состоит из не кратной 50 рублям суммы, не представляется возможным», – заключил арбитражный суд, подтверждая допущенное АО «Компания ТрансТелеКом» правонарушение и законность наложенного административного взыскания. К такому же выводу пришли апелляционная и кассационная инстанции.
Обоснованным суд признал и выданное оператору предписание: «Отсутствие возможности у абонента исполнить обязательства по договору об оказании услуг телефонной связи в наличной форме лишает его права на получение полного объема услуг, предусмотренного действующим законодательством», – отмечается в решении арбитража.
По данным Банка России, за второй квартал этого года доля безналичных платежей, произведенных населением, увеличилась почти до 69 процентов.
Всего в обороте находится 6,6 млрд банкнот на 12,8 трлн рублей и 68 млрд монет на 111 млрд. Удельный вес 10-рублевых купюр оценивается в 6 процентов.