Рейтинг@Mail.ru
home

16.11.2020

Санатории обязаны предоставлять информацию даже бесплатным пациентам

16.11.2020. АПИ — Проходящие лечение в рамках государственного контракта пациенты имеют право на получение информации о врачах и услугах. Такое решение принял Арбитражный суд Приволжского округа.

Жалобу на ООО «Санаторий Самарский» подал Александр Томин, получивший в Фонде социального страхования путевку на бесплатное санаторно-курортное лечение как пострадавший вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По прибытию в учреждение пациент попросил лечащего врача Ирину Урусову ознакомить его с информацией о входящих в стоимость путевки медицинских услугах, а также о статусе самого эскулапа. Не получив положительного ответа и не обнаружив необходимых материалов в открытых источниках (у администраторов, в регистратуре и на стенах лечебного корпуса), Александр Томин написал запрос на имя главного врача Александры Нижегородцевой, но она также уклонилась от его выполнения. В итоге в течение всего 17-дневного курса лечения пациент даже не знал статуса его лечащего врача, не был ознакомлен с лицензией и сертификатами, с классификацией средства размещения и другой информацией.

Роспотребнадзор, в который обратился недовольный пациент, признал факт нарушения его прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемой услуге. На санаторий был наложен административный штраф в размере 5 тысяч рублей.

Отрицая вменяемое правонарушение, медицинское учреждение утверждало, что все материалы находились в открытом доступе, и пациенту это было разъяснено. Тогда как закон не предусматривает обязанности предоставлять потребителю информацию в письменном виде или в виде копий документов: «Каждый посещающий вправе самостоятельно произвести необходимые выписки (либо переписать содержание) из указанных документов, находящихся в свободном доступе», – утверждали юристы санатория.

Арбитражный суд Самарской области пришел к выводу, что фактически Александр Томин был конечным потребителем санаторно-курортных услуг по конкретной путевке, 54,6 тысячи рублей за которую в рамках госконтракта были выплачены в качестве страховки на медицинскую реабилитацию. Таким образом, между учреждением и пациентом возникли правоотношения по предоставлению медицинских услуг на платной основе.

Тогда как предусмотренная законодательством информация об учреждении и предоставляемых услугах предоставлена не была: «К показаниям свидетеля Нижегородцевой, являющейся главным врачом санатория, о том, что вся необходимая информация о лечащем враче и лицензии были незамедлительно доведены до сведения потребителя Томина и имелись в открытом доступе, суд относится критически, поскольку данное лицо в силу своего должностного положения является заинтересованным в результатах рассмотрения дела. Иными надлежащими доказательствами данное обстоятельство не подтверждено», – заключил суд, признавая факт нарушения санаторием прав потребителя на получение информации.

К такому же выводу пришли апелляционная и кассационная инстанции.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, доходы санаторно-курортных организаций в 2019 году превысили 152 млрд рублей, из которых 14,5 млрд было оплачено за счет сторонних организаций (в том числе работодателей), 5,3 млрд – из Фонда социального страхования РФ.