Рейтинг@Mail.ru
home

19.11.2020

Таможенники выходят на большую дорогу

19.11.2020. АПИ — Таможенным инспекторам разрешат самостоятельно досматривать и задерживать любые грузовики и микроавтобусы на всех российских дорогах. С такой инициативой выступило Министерство финансов РФ.

Действующий федеральный закон ограничивает возможности контроля со стороны таможенного ведомства вне зоны пограничных постов пропуска. Самостоятельно так называемые мобильные группы вправе останавливать только транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 3,5 тонны, и только на территории 25 субъектов Федерации. В этот список включены Ленинградская, Псковская и Тверская, Смоленская и Брянская, Самарская и Саратовская, Астраханская и Волгоградская, Курганская и Оренбургская, Челябинская и Тюменская, Новосибирская и Омская области, Ставропольский край, республики Северо-Кавказа, а также город Санкт-Петербург. На дорогах иных субъектов Федерации для остановки грузовых автомобилей и автобусов таможенники должны привлекать сотрудников ГИБДД. 

Сама проверка не может превышать двух часов, а по ее завершению водителю вручается акт. В случае выявления нарушения или принятия таможенниками решения о проведении досмотра, транспортное средство перемещается на территорию склада временного хранения или на саму таможню (в том числе внутреннюю). Срок фактического ареста автомобиля и груза не ограничивается.

Подготовленные финансовым ведомством поправки существенно расширяют полномочия таможенников и упрощают их деятельность. Так, самостоятельно останавливать транспортные средства они смогут на всей территории России. Причем выполнять их требования обязываются водители автомобилей, максимальная масса которых с грузом (а не собственная со снаряжением) превышает 3,5 тонны. В эту категорию попадает почти весь легкий коммерческий транспорт, включая популярные грузовики и фургоны «Газель». «Вносимые изменения позволят уполномоченным должностным лицам таможенных органов осуществлять контроль за ввозом и перевозкой товаров. С учетом специфики контроля необходимо учитывать массу автомобильных транспортных средств с грузом – технически допустимую максимальную массу», – отмечается в пояснительной записке.

Избыточным и обременительным предлагается признать и составление акта остановки и фактического задержания автомобиля. По мнению чиновников, действующее требование «влечет необоснованную нагрузку на должностных лиц таможенных органов», а признаки выявленных нарушений могут отражаться в акте таможенного осмотра (досмотра). 

Также уточняется порядок перемещения «подозреваемого» транспортного средства для дальнейшей проверки. По требованию инспектора водитель сам обязан отправиться по указанному адресу, а в случае его уклонения – автомобиль будет перемещаться принудительно. При этом в финансовом ведомстве признают, что такие меры могут затронуть и невиновных, но ограничивать время фактического задержания не намерены: «По результатам проведения досмотра товаров в зоне таможенного контроля с выгрузкой их из транспортного средства нарушения могут быть не выявлены. В таких случаях товар возвращается лицу, управляющему автомобильным транспортным средством. В связи с этим существует необходимость нахождения автомобильного транспортного средства в месте проведения таможенного контроля в течение времени, необходимого для его проведения», – поясняют в Министерстве финансов РФ.

Отметим, что в начале ноября Президент России разрешил использование специальных цветографических схем и устройств для подачи световых и звуковых сигналов на оперативно-служебных автомобилях таможенных органов (за исключением легковых), оборудованных техническими средствами таможенного контроля.

Справка

По данным Федеральной таможенной службы, в 2019 году мобильные группы проверили более 80,2 тысячи транспортных средств и выявили 7,4 тысячи нарушений (эффективность – 9,2 процента). По итогам контроля предотвращен незаконный ввоз в Россию 105 тысяч тонн запрещенных товаров, в том числе 3,9 тысячи тонн «санкционной» сельскохозяйственной продукции. Задержано и изъято 5,3 тысячи тонн товаров, еще 6,6 тонн – уничтожено, 93,3 тысячи тонн возвращено на территорию сопредельных государств.