Рейтинг@Mail.ru
home

30.11.2020

Честь ошибочно обвиненного лесничего оценили в 300 тысяч рублей

30.11.2020. АПИ — Федеральный бюджет обязали компенсировать моральный ущерб, причиненный необоснованно обвиненному в браконьерстве жителю Республики Тыва. Такое решение принял Восьмой кассационный суд.

Уголовное дело в отношении директора Барун-Хемчикского лесничества Сергея Манчына было возбуждено в октябре 2017 года. Его обвиняли в незаконной добыче водных биологических ресурсов в особо охраняемой природной территории с причинением крупного ущерба. Несмотря на прежние судимости за растрату и мошенничество, следователь не стал применять к уже не молодому обвиняемому строгие меры пресечения, ограничившись обязательством о явке (чаще именуемым подпиской о невыезде) и арестовав автомобиль.

Почти через полтора года мировой судья оправдал Сергея Манчына в связи с отсутствием события преступления. Апелляционная инстанция поддержала этот приговор, подтвердив право бывшего подсудимого на реабилитацию. По утверждению самого оправданного, являющегося ветераном труда и кавалером других почетных званий и ведомственных наград, незаконное уголовное преследование опорочило заслуженные многолетним упорным трудом доброе имя и репутацию, а также привело к ухудшению здоровья. Причиненные ему страдания истец оценил в миллион рублей.

Районный суд признал такие претензии на компенсацию обоснованными: «Факт возбуждения в отношении лица уголовного дела, допросы в качестве подозреваемого и обвиняемого, рассмотрение уголовного дела в суде первой и апелляционной инстанциях, а также применение к нему мер процессуального принуждения в виде обязательства о явке, наложение ареста на имущество являлись стрессовой ситуацией для истца, что негативно сказалось на состоянии его здоровья, повлекло нарушение его конституционных прав», – заключил суд, взыскивая в качестве возмещения причиненного морального ущерба 300 тысяч рублей.

Истец остался удовлетворенным уменьшенной более чем в три раза суммой, тогда как Министерство финансов РФ обжаловало такое решение. Чиновники сочли размер компенсации завышенным, а также указывали на отсутствие доказательств перенесенных обвиняемым физических и нравственных страданий. Но апелляционная коллегия сочла эти доводы ошибочными: «Само по себе придание гражданину статуса подозреваемого, обвиняемого, подсудимого влечет для него неблагоприятные последствия в оценке его личных качеств в обществе, возможность осуждения за совершенное противоправное деяние, возможность применения уголовного наказания, что причиняет нравственные страдания человеку», – отмечается в решении Верховного суда Республики Тыва.

К такому же выводу пришла и кассационная коллегия: «В подобной ситуации размер денежной компенсации морального вреда должен быть достаточным, поскольку обвинитель, инициируя уголовное преследование, должен предполагать неизбежное наступление неблагоприятных последствий, связанных с привлечением гражданина к уголовной ответственности», – констатировал кассационный суд, отклоняя жалобы финансового ведомства.

Отметим, что практика рассмотрения дел о реабилитации остается противоречивой. В отсутствие каких-либо методик служители Фемиды часто очень произвольно оценивают денежную компенсацию страданий, причиненных незаконным уголовным преследованием или иными нарушениями. Так, моральный вред Михаила Мосягина, 114 дней незаконно просидевшего в одиночной камере нижегородского следственного изолятора, суды трех инстанций оценили всего в 300 рублей, сочтя большую сумму необоснованным обогащением обвиняемого. В свою очередь, Верховный суд России признал такой подход ошибочным и противоречащим практике Европейского суда по правам человека: «Присуждение чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы означало бы игнорирование требований закона и приводило бы к отрицательному результату, создавая у потерпевшего впечатление пренебрежительного отношения к его правам», – отмечается в решении высшей инстанции.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», за первое полугодие суды рассмотрели более 5 тысяч исков о возмещении ущерба от незаконных действий органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, почти 4,7 тысячи (92,5 процента) были удовлетворены. Средний размер взыскания составил 64,8 тысячи рублей.