Рейтинг@Mail.ru
home

07.12.2020

Виртуальные «симки»

Дистанционное подключение к сотовой связи могут легализовать – такой законопроект внесен в Госдуму. Но получить eSIM, а также использовать служебный номер, вправе будут только зарегистрированные пользователи Единого портала Госуслуг. Через него легальные владельцы смартфонов или иных гаджетов смогут заблокировать их в случае утери или хищения.

07.12.2020. АПИ — В настоящее время SIM-карта выполняет роль идентификации абонентского устройства в сети связи. Внедряемая уже более пяти лет технология виртуализации (Remote SIM Provisioning или eSIM) позволяет отказаться от установки в гаджет физической «симки», а следовательно – подключаться к оператору без явки клиента в офис. Вопрос отказа от физического контакта стал особенно актуален в период пандемии.

Бумага важнее идеи

Однако действующее российское законодательство предусматривает обязательное заключение письменного договора с оператором, при подписании которого абонент должен предъявить паспорт или иной удостоверяющий личность документ. «Это вступает в противоречие с декларируемыми технологией eSIM возможностями дистанционного выбора любого из доступных операторов связи без их уведомления и заключения с ними договора», – отмечают в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Законопроект, внесенный в Госдуму депутатом Максимом Кудрявцевем, предусматривает возможность заключения договора услуг подвижной связи через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Авторизованные на нем пользователи смогут также менять и параметры eSIM, в том числе поменять оператора связи. «Законопроект направлен на упрощение дистанционных процедур заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи, что необходимо в условиях ограничительных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции», – отмечается в пояснительной записке.

Без оформления бумажных документов смогут подключить услуги связи и корпоративные абоненты – юридические лица и индивидуальные предприниматели. В то же время законопроект предусматривает жесткие требования к идентификации конечных пользователей – сотрудников компаний, которым предоставлены физические или виртуальные «симки». Если в настоящее время работодателям достаточно представить списки таких лиц, новые требования предусматривают внесение сведений в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА, на базе которой функционирует Единый портал Госуслуг). Причем на оператора связи возлагается обязанность проверить достоверность таких сведений и при выявлении противоречий – отказать в предоставлении услуг связи. Отсутствие информации о конечных пользователях является основанием для отключения ранее выделенных корпоративному абоненту номеров.

Усы, лапы и хвост – вот мои документы!

Вместе с тем представленный Максимом Кудрявцевым законопроект является переработкой документа, подготовленного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ еще в апреле. Он предусматривал, в частности, обязательную идентификацию пользователей через Единую биометрическую систему. 

Участники рынка и эксперты Министерства экономического развития РФ критически оценили такую идею. Ведь биометрические персональные данные в базу данных (по состоянию на начало лета) представило всего 300 тысяч россиян, а внесение в систему «фейсов» иностранцев в принципе невозможно. Обременительным в экономическом ведомстве сочли и требование о проверке конечных пользователей корпоративных абонентов: «Граждане, не зарегистрированные в ЕСИА, не смогут пользоваться служебной сотовой связью. При этом следует отметить, что работодатели не могут обязать своих сотрудников вносить сведения в ЕСИА. Поскольку заключение договора на предоставление пула номеров телефонов для своих сотрудников происходит раньше проверки оператором связи наличия таких сведений, в случае отсутствия регистрации сотрудников в ЕСИА работодатель может понести избыточные затраты. Кроме того, усложненный механизм получения услуг подвижной радиотелефонной связи способен оказать негативное влияние на сегмент рынка по предоставлению услуг связи корпоративным абонентам», – отмечается в официальном заключении об оценке регулирующего воздействия.

При этом в связном ведомстве отказались от предложения операторов использовать для подключения виртуальных «симок» мобильные приложения, в том числе позволяющие проводить биометрическую идентификацию. Ужесточение контроля за корпоративными абонентами чиновники объясняют необходимостью борьбы с распространением «серых» SIM-карт: «Чаще всего они оформлены на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, раздаются бесплатно у торговых центров и в местах массового скопления людей. В связи с тем, что услуги связи оказываются без фактического заключения договора с физическим лицом, пользователи таких SIM-карт могут, в том числе, безнаказанно совершать звонки о ложном минировании», – констатируют в Минцифре.

Представленный депутатом Максимом Кудрявцевым проект является своего рода компромиссом – парламентарий согласился отказаться от обязательной идентификации всех пользователей через Единую биометрическую систему, тогда как практически все остальные требования остались без изменений. Многочисленные замечания операторов парламентарий также оказались проигнорированными.

Участники рынка относятся к инициативе парламентария настороженно: «Законопроект ограничивает способы идентификации абонентов при заключении договоров. Если он будет принят в таком виде, дистанционная идентификация фактически не будет работать, поскольку у предложенных способов чрезвычайно низкий уровень проникновения. Операторы связи неоднократно предлагали предусмотреть возможность использования собственных систем идентификации для дистанционного заключения договора. Этот функционал уже показал свою востребованность в период пандемии и активно используется, например, в финансовом секторе», – пояснили АПИ в пресс-службе ПАО «Мегафон».

Гостья из будущего

Не дожидаясь принятия федерального закона и даже корректировки утвержденных Правительством России правил оказания услуг телефонной связи, почти все операторы начали внедрение eSIM.

Пионером выступила компания Tele2. В то же время обеспечить дистанционное подключение ей не удалось – желающие стать пользователями eSIM клиенты вынуждены обращаться в выделенный салон оператора c паспортом и получать QR-код, сканирование которого через специальное мобильное приложение позволяет зарегистрироваться в сети и пользоваться услугами связи. То есть получить «виртуальную карту» оказалось сложнее, чем купить обычную «симку» в розничной торговле. Впоследствии оператор обещает расширить возможности предоставления доступа к QR-коду, в том числе через «Личный кабинет» абонента и в иные цифровые точки контакта: «При развитии наших каналов обслуживания и с помощью eSIM мы позволим клиентам ощутить все удобства технологии на полную мощь. Это прежде всего возможность подключения к нашей сети без привязки к точке продаж и иные сценарии гибкого обслуживания на базе digital-систем», – убежден директор по продажам и развитию массового сегмента Tele2 Игорь Майстренко.

В свою очередь, «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») уже внедрил бесконтактное подключение eSIM: «Клиенты «Билайн» могут, не вставая с дивана, подключить виртуальную SIM-карту через мобильное приложение. Для этого достаточно установить приложение на смартфон, выбрать тариф и номер, подтвердить личность с помощью портала Госуслуги и загрузить профиль eSIM в смартфон», – отмечают в пресс-службе оператора. Правда, пока новой возможностью могут воспользоваться только жители 18 крупнейших городов страны.

Новую технологию запустил и «МТС» – дистанционное подключение возможно при идентификации абонента с помощью портала Госуслуг, а для действующих абонентов – через «Личный кабинет» на сайте оператора.

В свою очередь, в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ настороженно оценивают перспективы использования «виртуальных карт». Согласно официальным разъяснениям ведомства, полноценное использование технологии eSIM на сетях российских операторов связи ограничено необходимостью заключения письменного договора: «Физическое лицо при заключении договора предъявляет документ, удостоверяющий его личность, оператору связи или уполномоченному оператором связи третьему лицу. Кроме того, в рамках указанной технологии не может быть осуществлен перенос абонентского номера, абонентского терминала с eSIM, от одного оператора другому – процедура MNP. В настоящее время возможно использование телефонов с eSIM, подключенных к сетям зарубежных операторов связи, осуществляющих свою деятельность на территории России на основании роуминговых соглашений», – констатируют в связном ведомстве.

По данным АПИ, чиновники разрешили использовать eSIM пока только в тестовом режиме, каждый оператор вправе выпустить не более 15 тысяч таких карт. В итоге некоторые пользователи, сменившие аппарат, не всегда могут перенести на него прежний номер. Тогда как при работе с обычными «симками» такой проблемы не возникает.

Борьба за собственность

Также внесенный Максимом Кудрявцевым законопроект предусматривает меры для предупреждения хищений мобильных телефонов. Гражданам предложат через тот же Единый портал государственных и муниципальных услуг зафиксировать принадлежащие им абонентские устройства (смартфоны, планшеты и другие), указав присвоенный им производителем уникальный 15-значный международный идентификатор (International Mobile Equipment Identity – IMEI). В случае утраты легальный владелец может подать обращение в Роскомнадзор, по предписанию которого операторы связи заблокируют использование аппарата с указанным IMEI в своих сетях: «Таким образом, злоумышленник или иное лицо не сможет пользоваться украденным или случайно найденным мобильным телефоном», – поясняет Максим Кудрявцев.

Введение подобных мер обсуждается уже почти два десятилетия. Еще в 2004 году Ассоциация GSM начала формирование централизованной базы IMEI краденых аппаратов (Central Equipment Identity Register – CEIR). В 2009 году такая система начала работать, в частности, в Украине, в минувшем – в Узбекистане. Тогда как российские операторы отказались от участия в этом проекте. При этом, отклоняя требования легальных владельцев похищенных гаджетов о блокировке, сотовые компании заявили о неэффективности таких мер ввиду отсутствия как раз централизованной и общей для всех сетей системы. Неоднократные попытки законодателей ввести обязательную блокировку краденых аппаратов не увенчались успехом – внесенные в Госдуму проекты отклонялись, в первую очередь по инициативе лоббирующего интересы сотовых компаний связного ведомства.

В случае возбуждения уголовного дела полиция могла через суд затребовать у операторов информацию об абоненте, который стал использовать краденый телефон с указанным IMEI. В ряде случаев правоохранительные органы получали и данные о совершенных им звонках и отправленных сообщениях. Нередко такие меры позволяли вернуть изъять гаджет и его легальному собственнику, но доказать причастность нового пользователя к самой краже чаще всего было невозможно.

С другой стороны, стремительное удешевление средств связи привело к снижению и количества краж. Этому способствовало также введение дополнительных инструментов контроля доступа (отпечатки пальцев, распознавание лица и другие), встроенных даже в модели эконом-класса. А в большинстве дорогих аппаратов реализованы собственные «противоугонные» средства. Так, легальный владелец IPhone или iPad может через учетную запись на сайте Apple запустить поиск потерянного гаджета, заблокировать его и стереть все данные.

Справка

По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, к сетям подвижной радиотелефонной связи подключено более 302 млн абонентских устройств (телефонов, смартфонов и иных гаджетов). Количество активных пользователей услуг мобильного доступа в Интернет превышает 142 тысячи.

Мнения

 

Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily

Технологии eSIM удобны как раз для удаленного подключения. Пользователи экономят время, а операторы могут сократить количество точек продаж. Но в настоящее время нет законных возможностей подключения без идентификации через портал Госуслуг. Конечно, авторизация через портал – это лишнее звено, но других вариантов пока, к сожалению, нет.

Сейчас eSIM поддерживает более десятка моделей смартфонов, ими пользуется примерно 2 млн россиян. Но число таких аппаратов постоянно растет.

Такой подход, в частности, ограничивает использование eSIM туристами из других стран. Но и сейчас они не могут подключаться дистанционно, а для желающих есть симкаматы в аэропортах и возможность обратиться в салоны связи. Россия не является туристическим раем, поэтому не думаю, что это будет большой проблемой.

Владимир Павлов, директор по работе с абонентским оборудованием Tele2

eSIM дает нам массу экономических преимуществ по сравнению с физической SIM. Важно, что eSIM, реализованная нами, обеспечивает безопасность и целостность передачи данных при идентификации абонента. На начальном этапе количество «электронных» SIM-карт ограничено, но налаженные процессы позволят нам оперативно увеличить необходимый запас и избежать дефицита. Помимо развития eSIM, мы создаем «универсальную SIM-карту». Благодаря ей мы сможем более быстро и гибко обслуживать наших клиентов по «другим правилам» и гарантировать новое качество сервиса в салонах продаж Tele2. Мы уже ведем работу в этом направлении и консультируемся с соответствующими ведомствами и государственными структурами РФ для быстрого внедрения наших задумок.