Рейтинг@Mail.ru
home

26.01.2021

Суды переоценят принудительно выкупаемые акции

26.01.2021. АПИ — Предварительную проверку справедливости условий и стоимости выкупа у миноритарных акционеров ценных бумаг делегируют служителям Фемиды. С такой инициативой выступил Банк России.

Институт принудительного приобретения акций публичных компаний (так называемого вытеснения, squeeze-out) широко используется в зарубежных юрисдикциях. Действующие с 2006 года нормы федерального закона предоставляют владельцу 95-процентного пакета публичного акционерного общества (ПАО) право выкупить оставшийся пакет у миноритариев. Рыночная стоимость таких ценных бумаг определяется оценщиком, а контроль за соблюдением прав акционеров возлагается на Банк России. Сами владельцы не могут препятствовать отчуждению их собственности, но вправе оспаривать в арбитражном суде обоснованность установленной цены. При этом предъявление такого иска не приостанавливает выкуп.

Однако практика свидетельствует о неэффективности действующих мер защиты миноритарных акционеров. Чаще всего такие акции не котируются на бирже, а после концентрации пакета у мажоритария их стоимость может существенно снижаться. Ведь владельцы этих бумаг де-факто лишены возможности реально влиять на принимаемые корпоративные решения. «Складывается ситуация, когда при доминирующем положении мажоритарного акционера миноритарные акционеры становятся формальными участниками публичного общества, и их участие в таком обществе становится экономически нецелесообразным. Как показывает практика, именно порядок определения справедливой стоимости является ключевым и самым острым вопросом в процедуре принудительного выкупа ценных бумаг. Сейчас он происходит после публичной оферты на основании требования мажоритария о выкупе и без решения суда. Мажоритарии стремятся сократить расходы, занижая цену акций. В свою очередь, миноритарные акционеры не могут привести доказательства, подтверждающие рыночную стоимость ценных бумаг. 
Они не имеют доступа к необходимым документам ПАО и лишены возможности провести экспертизу», – отмечается в представленном для общественного обсуждения докладе Банка России.

Для предупреждения таких нарушений регулятор предлагает ввести предварительный судебный контроль. Желающий выкупить оставшийся пятипроцентный пакет мажоритарный акционер должен будет предъявить в арбитражный суд соответствующий иск к миноритариям. «Начало процедуры выкупа ценных бумаг может быть обусловлено вынесением судебного акта, определяющего справедливую цену и иные условия осуществления выкупа. Предварительный судебный контроль обеспечит баланс интересов всех участников данных правоотношений», – убеждены в Банке России. Аналогичные процедуры применяются в Германии, Нидерландах и ряде других стран.

При этом регулятор не намерен отказываться от самой процедуры «вытеснения» и напоминает, что действующий закон аналогичен европейскому регулированию: «Концентрация контроля в одних руках позволяет оперативно принимать управленческие решения, сокращать издержки, связанные с проведением корпоративных мероприятий и выполнением установленных законодательством обязанностей», – констатируют эксперты регулятора.

Отметим, что Конституционный суд России не усмотрел в процедуре принудительного выкупа нарушений основного закона страны, гарантирующего право собственности и исключающего внесудебное лишение такого права. Вместе с тем служители Фемиды указали на необходимость определения справедливой стоимости ценных бумаг и защиты интересов их владельцев: «Неблагоприятные имущественные последствия, связанные с принудительным выкупом акций у миноритарных акционеров, не должны непропорционально и несправедливо перелагаться при рассмотрении соответствующих споров на них как слабую сторону в возникающих правоотношениях», – отмечается в определении высшей инстанции.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России зарегистрировано 9,5 тысячи публичных акционерных обществ (ПАО).

По данным Банка России, в 2019 году мажоритарные владельцы предъявили 128 требований о выкупе ценных бумаг, в 2020-м – более ста.