Рейтинг@Mail.ru
home

11.02.2021

Нелегальное оружие не защитили от конфискации

11.02.2021. АПИ — Хранящиеся без разрешения оружие должно быть конфисковано. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что любые незаконные сделки, хранение или ношение гражданского огнестрельного оружия (гладкоствольного и ограниченного поражения) караются наложением штрафа с конфискацией оружия и патронов. Такие санкции были применены, в частности, к суздальцу Игорю Русину – бывший сотрудник налоговой полиции легально приобрел ружье и получил разрешение на его хранение, но забыл своевременно продлить документ. Уже через неделю после окончания срока действия разрешения сотрудники Росгвардии провели проверку и изъяли незаконно хранящееся оружие. Рассмотрев дело, мировой судья признал Игоря Русина виновным, наложил на него административный штраф в размере 3 тысяч рублей и конфисковал изъятое ружье. Подтверждая это решение, районный суд констатировал, что «применение дополнительного наказания в виде конфискации оружия, принадлежащего на праве собственности привлеченному к административной ответственности, является обязательным (безальтернативным)». Не усмотрела оснований для пересмотра дела и кассационная инстанция.

Обращаясь в Конституционный суд России, Игорь Русин указывал на недопустимость произвольной конфискации, так как такой порядок «не позволяет во всех случаях обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания». 

Отклоняя жалобу бывшего владельца ружья, служители Фемиды констатировали, что установленные действующим законодательством санкции в виде конфискации «обусловлены степенью общественной опасности и характером соответствующего административного правонарушения, его потенциальными вредными последствиями для охраняемых законом ценностей». По этой причине такое наказание назначается вне зависимости от срока незаконного хранения оружия, личностных характеристик правонарушителя, формы его вины и других фактических обстоятельств. Вместе с тем рассматривающий дело судья «не лишен возможности при наличии к тому объективных оснований (совершение административного правонарушения впервые, неосторожная форма вины, кратковременность незаконного хранения оружия после истечения срока соответствующего разрешения и тому подобное) признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием», – отмечается в определении высшей инстанции.

Практика свидетельствует, что суды крайне редко признают правонарушение малозначительным. В деле Игоря Русина кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии для этого «объективных оснований». Отклоняя ходатайство уличенного в аналогичном проступке Алексея Богданова, ярославский суд указал на формальный состав вменяемого правонарушения, привлечение к ответственности за совершение которого закон не связывает с размерами вреда или тяжестью наступивших последствий. «Незаконное хранение огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения по своему характеру не может являться малозначительным, поскольку нарушает правоотношения, возникающие при обороте гражданского и иного вида оружия, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности», – заключил суд, подтверждая конфискацию ружья у жителя Новокузнецка Сергея Зубашевского.

В незаконном хранении оружия уличили и кемеровчанина Владислава Кучменко. Отменяя постановление о наложении штрафа и конфискации оружия, Заводской районный суд признал такой проступок малозначительным. Служители Фемиды учли отсутствие сведений о причинении какого-либо вреда личности, обществу или государству, совершение административного правонарушения впервые, кратковременность незаконного хранения оружия после истечения срока соответствующего разрешения, неосторожную форму вины, а также наличие на иждивении малолетнего ребенка.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», за первую половину 2020 года суды рассмотрели 12,5 тысячи дел о нарушении правил оборота оружия, 9,4 тысячи подозреваемых признали виновными. Конфискация применялась в отношении 5 тысяч правонарушителей, 79 человек подверглись административному аресту, 48 – отделались предупреждениями.