Рейтинг@Mail.ru
home

19.02.2021

Банки не отвечают за поддавшихся на уговоры мошенников клиентов

19.02.2021. АПИ — Добровольно отдавшим свои накопления аферистам потребителям не удалось получить возмещение. Такие решения приняли Седьмой и Восьмой кассационные суды.

Жертвой так называемой социальной инженерии стал пермяк Дмитрий Дубровин, с карточного счета которого в ПАО «Росбанк» исчезло 95 тысяч рублей. Он не отрицал, что сам перевел их Арине Середенко по указанию позвонившего ему «Сергея Мельника», представившегося сотрудником службы безопасности Центрального банка РФ. При этом клиент был убежден, что средства поступают на резервный счет на страховую ячейку банка. По заявлению потерпевшего полиция возбудила уголовное дело по факту мошенничества с использованием электронных средств платежа, но установить виновных не удалось.

Тогда Дмитрий Дубровин предъявил иск кредитной организации, которая, по его утверждению, «не разъяснила порядок его действий в результате мошеннических действий». Кроме того, в назначении спорных платежей указывалось страхование, тогда как получатель не является страховой компанией.

Отклоняя эти доводы, суд констатировал, что операции были совершены самим клиентом с использованием системы «Росбанк Онлайн», протокола безопасности «3D Secure» и отправленных в SMS-сообщениях одноразовых паролей. «Банк по распоряжению истца исполнил обязанность по перечислению денежных средств в соответствии с законом и договором обслуживания банковской карты. Введение истца в заблуждение третьими лицами не является основанием для возложения на ответчика обязанности возместить причиненный ущерб», – констатировали служители Фемиды.
Не усмотрел оснований для удовлетворения иска и кассационный суд. Признавая несостоятельными доводы о лицензии на осуществление страховой деятельности, коллегия указала на отсутствие у банка права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором, ограничения распоряжаться счетом по своему усмотрению.

В схожей ситуации оказалась проживающая в Красноярске клиентка банка «Тинькофф» Елена Чепрасова. По ее словам, ей позвонил представившийся сотрудником кредитной организации неизвестный мужчина и под предлогом пресечения незаконных операций попросил сообщить ему коды для перевода денег из поступающих SMS-сообщений. «Находясь в взволнованном состоянии и под воздействием обмана, я сообщила незнакомому мужчине необходимую информацию», – призналась истица. После этого звонка со ее счета исчезло почти 23 тысячи рублей.

Ответственность за совершенную операцию Елена Чепрасова возложила на банк, но служители Фемиды не усмотрели оснований для взыскания списанных средств с кредитной организации. Нормативные акты и многочисленные материалы для потребителей обязывают держателей пластиковых карт не сообщать PIN-код, не передавать карту или ее реквизиты другим лицами, а также предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения или хищения карты. «Истица Чепрасова Е.В., сообщив стороннему лицу информацию о кодах, позволяющих провести операцию по карте, распорядилась о списании денежных средств, ввиду чего данное списание нельзя поставить в вину ответчика», – заключил районный суд. К такому же выводу пришла и кассационная коллегия: «Доказательств, что снятие денежных средств произведено в результате неправомерных действий банка, не представлено», – констатировал суд.

По оценке регулятора, на долю социальной инженерии в минувшем году приходилось примерно две трети всех хищений с банковских счетов. Причем аферисты активно внедряют новые технологии обмана: «Мошенники под тем же предлогом угрозы деньгам на счете или по другой легенде пытаются спровоцировать клиента прийти в отделение, снять свои деньги и дальше отправить их злоумышленнику через платежный терминал или банкомат другого банка. И таким образом, банк, который обслуживает этого клиента, видит просто снятие денег, а куда деньги ушли, он не знает. И вот это серьезный вызов, который требует отдельной проработки и на нашей стороне, и стороне банков», – заявил в интервью РИА «Новости» первый заместитель руководителя Департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.

Справка

По данным Банка России, ежемесячно незаконно совершается в среднем до 60 тысяч операций на 670 млн рублей.