Рейтинг@Mail.ru
home

25.02.2021

Результаты прошлых инсайдерских расследований засекретили

25.02.2021. АПИ — Банк России не был обязан раскрывать обвиненному в злоупотреблениях инсайдерской информацией материалы проверки. Такое решение вынес Восьмой кассационный суд.

Принятый еще в 2010 году федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» делегировал Банку России по существу полномочия правоохранительных органов, в том числе по проведению оперативно-разыскной деятельности и получению любой информации (АПИ подробно писало об этом – Финансовый оперуполномоченный).

В апреле 2018 года в таких нарушениях уличили трейдера Элвиса Марламова, известного на фондовом рынке как автора ряда торговых стратегий и сервиса «Автоследования». По утверждению регулятора, в течение полутора лет, используя полученную от клиентов АО «Финам» информацию, он совершал спекулятивные сделки с рядом ценных бумаг, заработав на этом около 8 млн рублей. Брокерский счет Элвиса Марламова заблокировали, а материалы проверки направили в правоохранительные органы. «Банк России также усматривает в действиях Э.Т. Марламова недобросовестное поведение по отношению к подписчикам торговых стратегий, которые принимали решение о присоединении к сервису, рассчитывая на соблюдение при предоставлении услуг законодательных и этических норм», – констатировалось в пресс-релизе регулятора.

Вскоре уголовное дело было прекращено, а счета разблокированы. Вместе с тем Банк России отказался предоставлять материалы, послужившие основанием для применения санкций и свидетельствующие о совершении трейдером вменяемых проступков. Получив такие сведения, Элвис Марламов планировал взыскать упущенный из-за годового бездействия доход, оцененный им в 12 млн рублей.

Служители Фемиды признали отказ Банка России предоставить материалы проверки незаконным. Ведь действующая на момент рассмотрения запроса истца редакция федерального закона об инсайдерской информации гарантировала лицам, в отношении которых проводится проверка, право ознакомиться с ее результатами и материалами, выразить свое согласие или несогласии с ними и так далее. «В нарушение требований закона Банк России лишил Марламова Э.Т. права на ознакомление с актом, что лишает его права знать, в чем заключается вмененное нарушение», – заключил районный суд.

Отклоняя апелляционную жалобу Банка России, Красноярский краевой суд указал на закрепленное в общем федеральном законе право граждан получать информацию, непосредственно затрагивающую их права и свободы (АПИ писало об этом – Открыть нельзя засекретить). Тогда как профильный закон не относит результаты инсайдерской проверки к материалам ограниченного доступа. «В целом доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию закона, что не может служить основанием к отмене правильного по существу решения», – отмечается в апелляционном определении.

В свою очередь, кассационный суд пришел к выводу, что норма закона об инсайдерской информации о правах «подозреваемых» была принята только в августе 2018 года, то есть после совершения и выявления вменяемых Элвису Марламову проступков. Действовавшая в тот период внутренняя инструкция Банка России относила материалы проверки к информации ограниченного доступа. В частности, на акте проверки предписывалось проставлять гриф «Для служебного пользования». «При таких обстоятельствах выводы судов двух инстанций нельзя признать обоснованными», – констатировала кассационная коллегия, отменяя принятые в пользу Элвиса Марламова решения и отказывая в его иске о предоставлении материалов.

Справка

По данным Банка России, за 2010-2020 годы было выявлено 114 случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. В том числе в 36 случаях сообщалось о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.

По данным портала «Судебная статистика РФ», за 2014-2019 годы был вынесен только один приговор по обвинению в манипулировании рынком, осужденный приговорен к условному лишению свободы. Уголовные дела о неправомерном использовании инсайдерской информации судами не рассматривались.