Рейтинг@Mail.ru
home

01.04.2021

Отраслевая трудовая защита

Большинство работодателей обязаны соблюдать не только законы, но и специальные соглашения с профсоюзами о так называемом социальном партнерстве. Они предусматривают дополнительные гарантии для сотрудников, в том числе связанные с оплатой и безопасностью труда. Благодаря соглашениям во многих субъектах Федерации должна выплачиваться повышенная минимальная зарплата.

01.04.2021. АПИ — Заключение отраслевых, региональных и иных соглашений о социальном партнерстве закреплено в действующем Трудовом кодексе РФ. Их подписывают профильные профсоюзы и ассоциации, союзы и иные объединения работодателей. К исполнению условий таких договоров фактически принуждаются все осуществляющие деятельность в соответствующей сфере компании.

Ведомственные привилегии

По данным официального портала Федеральной службы по труду и занятости, в настоящее время в России действуют 52 отраслевых и межотраслевых соглашения о социальном партнерстве. Некоторые из них касаются только отдельных ведомств. Например, Министерство здравоохранения РФ и профсоюз работников здравоохранения оговорили особые условия, которые распространяются на подчиненные медицинскому ведомству федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия. Аналогичные соглашения подписали Министерство обороны РФ, МЧС России, Генеральная прокуратура РФ, Судебный департамент, Федеральная таможенная служба, Министерство культуры РФ, Росгвардия, Федеральная службы судебных приставов, Росстат, Федеральное архивное агентство и ряд других ведомств. Специальные социально-трудовые гарантии установлены даже для сотрудников Федеральной службы безопасности.

Другие соглашения касаются отраслей в целом и, соответственно, сотен и тысяч работающих в них частных компаний. Среди них – застройщики и производители строительных материалов, организации наземного городского электрического транспорта, предприятия текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности, машиностроительного и горно-металлургического комплекса, электроэнергетики, внутреннего водного транспорта, нефтяной, газовой отраслей промышленности, лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта, лесопромышленного комплекса и многих других. Права работников жилищно-коммунальной сферы – частных управляющих компаний, котельных, водоканалов, ЖСК и других, защищает договор между Союзом коммунальных предприятий и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.

Молчание – знак согласия

Согласно Трудовому кодексу РФ, выход работодателя из объединения не снимает с него обязанности по соблюдению заключенного отраслевого соглашения. Для иных компаний предусматривается процедура «пассивного согласия». Министерство труда и социальной защиты РФ официально публикует предложение о присоединении к соглашению. В течение 30 дней после этого осуществляющие деятельность в соответствующих отраслях работодатели вправе представить мотивированный письменный отказ от участия. При этом чиновники вправе вызвать «несогласных» для неких консультаций, участие в которых является обязательным. Молчание – непредставление в трудовое ведомство возражений в обозначенный срок, рассматривается как добровольное присоединение компании к отраслевому соглашению и принятие на себя всех его условий.

По официальным данным Минтруда, работодатели крайне редко отказываются от участия в социальном партнерстве, в том числе из-за нежелания по существу провоцировать повышенное внимание надзорных органов. Тогда как с немногочисленными «несогласными» разгораются судебные споры. Так, Оксана Лыгина – вдова погибшего работника ПАО АНК «Башнефть» Алексея Лыгина, требовала признать незаконным отказ компании от присоединения к Отраслевому соглашению по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса. Оно предусматривало выплату возмещения по факту несчастного случая на производстве в размере почти 2,8 млн рублей, тогда как в рамках коллективного договора сотрудники были застрахованы только на миллион. Но служители Фемиды констатировали, что предприятие своевременно и с соблюдением требований Трудового кодекса РФ направило в Минтруда соответствующий отказ.

Не пожелало участвовать в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве архангельское МУП «Водоканал». Такое решение лишило инженера-механика Александра Яковлева гарантии на индексацию заработной платы в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен. «Обязательный учет мнения профсоюзной организации по данному вопросу действующим законодательством не предусмотрен», – заключил суд, отклоняя доводы истца.

Гарантированного тем же соглашением в сфере ЖКХ выходного пособия в размере восьми средних зарплат не получил уволенный из АО «Коми тепловая компания» Андрей Лапшин. Служители Фемиды пришли к выводу, что действие отраслевого соглашения на предприятие не распространяется, так как оно в установленном порядке к нему не присоединилось.

Нефтяные компенсации

Противоречивой остается и практика отнесения компаний к отдельным отраслям. Так, иск о взыскании компенсации в размере 540 тысяч рублей против ООО «ИнфраНефтеГазСервис» предъявил получивший профессиональную травму Александр Клементьев. Такая выплата была предусмотрена тем же отраслевым соглашением нефтегазового комплекса. В свою очередь, компания отрицала обязанность соблюдать эти условия, так как основными видами ее деятельности, согласно ЕГРЮЛ, являются «производство прочих готовых металлических изделий» и «работы строительные специализированные». Однако суд установил, что на самом деле она оказывает сервисные услуги по ремонту буровых вышек. «Формальное указание ответчиком в уставе и в ЕГРЮЛ основного вида деятельности, который им не осуществляется, не должно умалять права работника», – отмечается в решении суда.

Иное решение было принято по спору Сергея Самойлова и ООО «РН-Транспорт» – правопреемника ООО «Пойковоспецавтотранс-2». По утверждению истца, компания оказывает сервисные услуги предприятиям нефтегазовой промышленности и, следовательно, должна соблюдать соответствующее отраслевое соглашение. Но суд пришел к выводу, что компания относится к транспортной отрасли экономики и оказывает услуги разным заказчикам – как нефтяникам, так и детским садам и другим заказчикам. «Поскольку ООО «Пойковоспецавтотранс-2» не относилось к предприятиям отрасли нефтяной и газовой промышленности, на ответчика положения отраслевого соглашения не распространяются», – заключил суд, отклоняя требования потерпевшего работника.

Назвался груздем – полезай в кузов

Добровольно или принудительно присоединившиеся к отраслевым соглашениям компании вынуждены соблюдать их условия. Так, ЗАО «Сибирская Сервисная Компания» обязали выплатить пострадавшему на производстве Анатолию Дубинину установленную тем же отраслевым соглашением по нефтегазовому комплексу компенсацию в размере 461 тысячи рублей.

В нарушении Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Государственная инспекция труда в Ставропольском крае уличила МУП «Коммунальное хозяйство», обязав пересчитать заработную плату сотрудникам. «Действие соглашения распространяется на работодателей организаций в жилищно-коммунальной сфере и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях», – напомнил суд, принимая взыскивая недоплату в пользу пяти операторов котельных установок. При этом им было отказано в выплате компенсации причиненного нарушением морального вреда. Пересчитать заработную плату юрисконсульту Наталье Галенко обязали и ООО «Новозоринские коммунальные сети».

А вот Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу предусматривало возможность предоставления отдельных социальных льгот и гарантий только членам профсоюза. Участвующий в социальном партнерстве крупнейший российский автопроизводитель – АО «АВТОВАЗ» – согласился выделять таким работникам ежегодную материальную помощь в размере 5 тысяч рублей. Слесарь механосборочных работ Леонид Емшанов расценил эти действия работодателя и профсоюза как дискриминацию. Отклоняя его иск, суд признал право предприятия самостоятельно определять условия и порядок оказания такой помощи работникам. Кроме того, при регистрации отраслевого соглашения надзорный орган не выявил ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством условий.

Безработный адвокат

В некоторых сферах возникают конфликты о полномочиях участвующих в заключении соглашений организаций. Так, отраслевые соглашения в сфере адвокатуры уже не первый год подписывают Профессиональный союз адвокатов России и Общероссийское отраслевое объединение работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Но в Федеральной палате адвокатов (ФПА), официально объединяющей профессиональное юридическое сообщество, считают этот профсоюз самозванцами. «Нет никаких сведений о его численном составе. Объединение работодателей, можно предположить, является друзьями и партнерами председателя того же профсоюза. Относиться к этому серьезно нет никаких оснований», – пояснили АПИ в пресс-службе ФПА.

Федеральная служба по труду и занятости еще в 2019 году отказалась регистрировать спорное соглашение. Чиновники пришли к выводу, что адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам и, согласно закону, не вправе осуществлять такую деятельность в качестве работника. «В предполагаемой сфере действия рассматриваемого соглашения отсутствуют трудовые отношения и, собственно, стороны этих отношений – работники и работодатели. В этой связи отсутствуют правовые основания для заключения отраслевых соглашений», – заключили в трудовом ведомстве. Подписанное тем же профсоюзом и объединением соглашение на 2020-2022 годы на регистрацию даже не представлялось.

Схожие решения были приняты в отношении отраслевого соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. В федеральной службе констатировали, что арбитражные управляющие занимались частной практикой опять же без вступления в трудовые отношения.

Вместе с тем председатель адвокатского профсоюза Григорий Абуков отрицает претензии ФПА «Полномочия профсоюза определены федеральным законом. Он давно признан как сторона социального партнерства на федеральном уровне и уже участвует во втором подписании генерального соглашения с Правительством России и работодателями», – заявил АПИ Григорий Абуков.

Дорогая моя столица

Кроме федеральных отраслевых в регионах заключаются трехсторонние соглашения. Кроме профсоюзов и объединений работодателей в них участвуют власти субъектов Федерации. Для них действующий Трудовой кодекс РФ также предусматривает «пассивное согласие» работодателей – компании, в течение 30 дней не представившие возражения, обязаны соблюдать оговоренные в них условия.

В первую очередь эти соглашения предусматривают выплату повышенной минимальной заработной платы. Федеральный МРОТ в этом году составляет 12 792 рубля, тогда как в Москве полностью отработавшему месяц и выполнившему трудовые обязанности должно выплачиваться почти 20,6 тысячи рублей, в Санкт-Петербурге – 19 тысяч, в Кемеровской области – 17 тысяч, в Московской – 15 тысяч, в Калининградской области – 14 тысяч и так далее. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах к установленному минимуму должны применяться соответствующие повышающие коэффициенты.

Судебная практика свидетельствует, что любые попытки работодателей уклониться от соблюдения даже по существу навязанных им обязанностей признаются нарушением. Так, москвич Владилен Стрельников откликнулся на предложенную юридическим холдингом «Архипов и партнеры» вакансию эксперта с должностным окладом в 100 тысяч рублей, но по факту компания уклонилась от заключения контракта и за три с половиной месяца выплатила всего 3,5 тысячи рублей. Московский городской суд признал юридическую фирму обязанной соблюдать действующее в столице трехстороннее соглашение и выплатить подчиненному оговоренную в нем минимальную зарплату. 

Аналогичное решение было принято по иску Александра Дубины против ООО «Далли сервис». «Ответчик не представил доказательств того, что он отказался в письменном виде от присоединения к трехстороннему соглашению между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей», – заключил суд, удовлетворяя требования по существу обманутого сотрудника. Многочисленные схожие споры рассматриваются и в других субъектах Федерации.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, общее число работающих превышает 33,5 млн человек.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2020 году от участия в заключенных на федеральном уровне отраслевых и межотраслевых соглашениях отказалось 1,4 тысячи работодателей.

Мнения

 

Алексей Елисеенко, юрист практики корпоративного права и M&A компании Dentons

Целью действующего механизма присоединения работодателей к отраслевым соглашениям является обеспечение равных и справедливых условий для всех трудящихся определенной сферы. Поскольку у компаний сохраняется возможность отказаться от присоединения к соглашению, этот механизм выглядит вполне сбалансированным.

С другой стороны, такая процедура не в полной мере соотносится с основными принципами трудового права и социального партнерства. Более того, она вступает в прямое противоречие с принципом добровольности принятия на себя обязательств в рамках социального партнерства. Законодатель мог бы разрешить данную коллизию, отказавшись от автоматического распространения норм соглашения на всех работодателей отрасли, но предоставив им дополнительные стимулы для добровольного принятия на себя таких обязательств. Например – путем предоставления дополнительных налоговых или иных льгот.

С точки зрения закона предполагается, что при разработке и согласовании условий соглашений отраслевые профсоюзы и объединения работодателей должны обеспечивать должный уровень представительства со стороны трудящихся и участников рынка соответственно. Но на практике ситуация зачастую иная – далеко не всегда такие профсоюзы и объединения способны выражать волю большинства работников и работодателей отрасли.

Татьяна Нечаева, юрист рекрутингового портала HeadHunter

Социальное партнерство в сфере труда направлено на защиту интересов сотрудников и работодателей, создание действенного механизма поддержания социальной стабильности в организациях как важнейшего условия поступательного развития отраслей. 

В этих соглашениях устанавливаются тарификация, организация и оплата труда, гарантии при найме и увольнении сотрудников, вопросы подготовки, получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Присоединившаяся к отраслевому соглашению компания, отказавшаяся предоставлять своим сотрудникам установленные этим документом гарантии, может быть привлечена к административной ответственности.

О наличии такого соглашения работник или соискатель может узнать, обратившись в кадровую службу своего предприятия или запросив копии соответствующих локальных актов.

В описании вакансий работодатели крайне редко указывают на участие в отраслевых соглашениях. О других формах социально-трудового партнерства – возможности вступить в профсоюз и наличии коллективного договора, сообщается примерно в одном проценте размещаемых на hh.ru вакансиях. Но в минувшем году количество содержащих такую информацию объявлений выросло на треть, чаще всего внимание на этом акцентируют работодатели производственной сферы.

Для работника наличие соглашения о социально-трудовом партнерстве, профсоюза и коллективного договора является дополнительной гарантией своих прав. И конечно же, соискатели могут обращать внимание на указание подобных гарантий в описании вакансий, а подобные данные будут играть на руку работодателю и делать его компанию более выгодной для трудоустройства.

Георгий Кузнецов, начальник правового управления Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Трудящиеся вправе вступать в профсоюзы, а компании – в объединения работодателей отрасли, в которой они осуществляют деятельность. Таким образом они могут участвовать в обсуждении и подписании соглашений о социальном партнерстве. Не вступив в соответствующее объединение, стороны трудовых отношений фактически сами отказываются от активной роли в переговорах. 

При этом союзы не обязательно должны объединять большинство трудящихся и работодателей соответствующей сферы. Установление такого требования к заключаемым соглашениям сделало бы его невозможным.

Работодатели вправе непосредственно участвовать в подписании соглашений или присоединиться к ним «по умолчанию». По истечению установленного срока для направления отказа (30 дней со дня официального опубликования предложения на сайте Роструда) соглашение в полном объеме распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующей отрасли. Даже если они не принимали непосредственного участия в его подписании.

Сергей Храмов, генеральный инспектор труда Союза Профсоюзов России

Действующая система социально-трудового партнерства справедлива и достаточно эффективна, но требует существенного уточнения. В частности, до 2006 года работники и свободные профсоюзы могли присоединяться к заключенным без их участия отраслевым соглашениям. В настоящее время эту норму исключили, предоставив «большим» профсоюзам монопольное право на подписание соглашений.

Кроме того, работники практически не защищены от злоупотреблений «карманных» профсоюзов. Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель не должен проверять соблюдение процедуры формирования единого представительного органа сотрудников. Более того, зачастую недобросовестные компании и «профкомычи» используют обходной маневр – инициатором переговоров выступает сам работодатель. Оспаривать заключенный в таких условиях коллективный договор очень сложно.

Вместе с тем предусмотренные отраслевыми соглашениями гарантии распространяются на всех трудящихся, вне зависимости от членства в профсоюзах. Такая мера предупреждает дискриминацию, так как далеко не все сотрудники считают для себя возможным вступать в так называемый «директорский» профсоюз.

Ольга Власова, председатель Московской городской коллегии адвокатов «Власова и партнеры», советник Федеральной палаты адвокатов

От имени адвокатов отраслевое соглашение подписал некий Профессиональный союз адвокатов России. Хотя по закону адвокаты не относятся к числу работников, не вправе осуществлять свою деятельность по трудовому договору и объединяться в профсоюзы. 

Не имеет никакого отношения к адвокатуре и подписавшее соглашение Общероссийское отраслевое объединение работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Тогда как любой адвокат является членом Адвокатской палаты соответствующего субъекта Федерации. Именно палата и является организацией, объединяющей своих членов по профессиональному признаку и защищающей их социальные и профессиональные права.

Таким образом, Отраслевое соглашение в сфере адвокатуры – совершенно бессмысленный документ, подписанный неуполномоченными лицами и не имеющий никакой юридической силы.