22.06.2021
22.06.2021. АПИ — Законодатели отказались от ряда мер, защищающих бизнес от давления и злоупотреблений надзорных органов. Такие поправки подписал Президент России Владимир Путин.
Принятый почти год назад в ходе масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности и вступающий в силу с 1 июля 2021 года федеральный закон предусматривал существенные ограничения для инспекторов. В частности, закреплялось обязательное использование так называемых «чек-листов», содержащих исчерпывающие требования к деятельности компаний, предпринимателей и частных лиц. О назначении выездной проверки сама организация должна была письменно уведомляться не менее чем за сутки, все контрольно-надзорные мероприятия предписывалось регистрировать в едином реестре (АПИ подробно писало об этом – Добрый ревизор, Проверки надзорных органов условно унифицировали).
Поправки, принятые всего за полмесяца до вступления «антикошмарного» закона в силу, предусматривают отказ от ряда таких мер. Так, при наличии «сведений о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» контролируемое лицо разрешается не уведомлять о проведении внеплановой проверки или иного мероприятия. В иных случаях извещения могут направляться исключительно в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг или аналогичный региональный интернет-ресурс. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на нем не зарегистрированы, информация будет отправлена по указанному при регистрации адресу электронной почты.
Отменяется обязательное применение «чек-листов» – они должны будут использоваться только с 1 марта 2022 года в случаях, определенных Правительством России. Решение о назначении мониторинга чиновники вправе принимать на основании информации, полученной из любых общедоступных источников (в том числе обнаруженной в сети Интернет), данных с работающих в автоматическом режиме фото- и видеокамер и даже путем дистанционного зондирования Земли. Причем, не интересуясь возражениями компании, инспектору разрешается выдать ей обязательное для исполнения предписание.
Упраздняются и многие ограничивающие злоупотребления чиновников меры. Например, двум инспекторам разрешили проведение контрольной закупки без привлечения понятых и видеофиксации, а также без решения руководства надзорного органа. Любые ведомства получают полномочия на осуществление мониторинга безопасности, выездного обследования и опять же контрольных закупок, а также осмотра принадлежащих помещений юридических лиц, отбора проб, инструментального обследования, испытания и экспертизы. Причем все эти мероприятия могут проводиться по существу «тайно» – без решения руководства и предварительной регистрации в Едином реестре.
Также новый закон вообще не будет применяться при проведении большинства проверок на объектах оборонного или иного стратегического значения.
С другой стороны, в установленных профильными регламентами случаях инспекторам разрешат не направлять материалы для возбуждения дела о выявленном административном правонарушении, если выданное предписание об устранении проступка исполнено надлежащим образом. Отменяются плановые проверки в сфере миграционного контроля, упрощается надзор за соблюдением лицензионных требований и так далее.
По данным портала «Проверки бизнеса РФ», в 2020 году было проведено более 534 тысяч проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В деятельности 45 процентов из них выявлено почти 1,5 млн нарушений, общая сумма наложенных административных штрафов превысила 63,7 млрд рублей.