Рейтинг@Mail.ru
home

29.07.2021

ГИБДД отказалось регистрировать продажу «козлика»

29.07.2021. АПИ — Отсутствие у автомобиля современных средств идентификации (VIN-номера) исключает оформление любых сделок. Решение по такому спору принял Шестой кассационный суд.

В сложной ситуации оказался новочебоксарец Андрей Степанов, купивший у частного лица выпущенный еще в 1965 году автомобиль ГАЗ-69, именуемый в народе «козликом». ГИБДД отказалась регистрировать транспортное средство из-за невозможности его идентификации – на автомобиле отсутствовали VIN-номера, а в выданном в 1990 году паспорте не были указаны номера кузова, рамы и двигателя.

Не удовлетворенный этим ответом владелец оплатил экспертизу. Специалисты подтвердили, что существующие идентификационные метки – номер кузова и шасси, изменению не подвергались. Но ГИБДД вновь отказала в постановке «козлика» на регистрационный учет.

Оспаривая действия чиновников, Андрей Степанов утверждал, что отсутствие не предусмотренной изготовителем маркировки транспортного средства или его основного компонента не является препятствием для совершения регистрационных действий. Отказ допускается, только когда такая маркировка была сокрыта, подделана, изменена или уничтожена.

Районный суд поддержал требования истца. «Содержание маркировки двигателя изменению не подвергалось, признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортном средстве организацией-изготовителем, не имеется», – заключил суд, признавая отказ незаконным и возлагая на регистрационно-экзаменационный отдел обязанность произвести регистрацию автомобиля в связи со сменой собственника.

В апелляционной жалобе представитель ГИБДД настаивал, что на ГАЗ-69 должны были быть нанесены идентифицирующие метки, в том числе маркировочная табличка и привариваемая к стойке так называемая косынка. Но они на автомобиле истца не обнаружены. Кроме того, согласно представленной изготовителем – Горьковским автомобильным заводом, информации, до 1998 года номера на рамах наносились краской.

Отклоняя эти доводы, республиканский суд вновь указал на отсутствие фактов фальсификации спорных идентификационных номеров. «Доказательств наличия каких-либо иных законных оснований для отказа в производстве регистрационных действий в отношении автомобиля заявителя, в том числе наличия признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортное средство организацией-изготовителем, в распоряжение суда не представлено», – отмечается в определении апелляционной коллегии.

В свою очередь, кассационный суд пришел к выводу, что отсутствие маркировочной таблички не компенсируется установлением подлинности внесенных в регистрационные документы основных обозначений. «Свидетельство о регистрации транспортного средства сведений о номере двигателя не содержит. Иные маркировочные обозначения утрачены в ходе эксплуатации автомобиля под воздействием внешней агрессивной среды», – констатировала кассационная инстанция, отменяя принятые в пользу истца решения и отклоняя его требования.

Отметим, что современный 17-значный идентификационный номер транспортного средства (Vehicle identification number, VIN) появился только в 1983 году с принятием международного стандарта ISO. Тогда как в Советском Союзе еще в 1966 году был утвержден отраслевой стандарт, предусматривающий установку специальной таблички с порядковым номером самого изделия (автомобиля), двигателя, годом выпуска, надписью «Сделано в СССР» и другими данными. Порядковый номер предписывалось наносить и на шасси рамной конструкции.

Справка

По данным аналитического агентства «Автостат», в России зарегистрировано более 2,9 млн выпущенных до 1987 года транспортных средств, в том числе 1,2 млн легковых автомобилей и 930 тысяч мотоциклов.