Рейтинг@Mail.ru
home

02.08.2021

Тотальный товарный контроль

Запущенная национальная система отслеживания импортных товаров отразится не только на продавцах. Специальные отчеты обязаны теперь составлять все компании и индивидуальные предприниматели, имеющие на балансе или покупающие мониторы, холодильники, стиральные машины, погрузчики и другое оборудование.

02.08.2021. АПИ — Соглашение о создании механизма прослеживаемости ввезенных товаров страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС – Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Кыргызстан) подписали еще два года назад. «Это позволит установить сквозной контроль прослеживаемых товаров на рынках ЕАЭС и создаст условия, препятствующие включению в оборот контрафакта и контрабанды. Таким образом, процессы ценообразования при импорте товаров и дальнейшей реализации товаров на территории России станут прозрачными, что поможет сформировать добросовестную конкурентную среду», – констатировали в Правительстве России.

Торговля – двигатель прогресса

Первоначально планировалось запустить такую систему с 2020 года, но принятие необходимых законов и регламентов затянулось. В течение двух лет проводился эксперимент по добровольному прослеживанию отдельных товаров. В нем приняло участие около трехсот компаний, проанализировано перемещение более двух тысяч партий товаров и почти 8,2 тысячи сделок. Но это составило всего 1,7 процента от общего объема импорта соответствующей продукции.

Постановление, подписанное 1 июля премьер-министром Михаилом Мишустиным, предусматривает контроль за всеми сделками с импортными мониторами и проекторами, холодильниками, стиральными машинами, детскими колясками и креслами, погрузчиками, бульдозерами и иной дорожно-строительной техникой. Министерство финансов РФ предлагало отслеживать также операции с микросхемами и срезанные цветы и бутоны. Но после нескольких сотен возражений продавцов флоры от этой идеи отказались. «Это не холодильник или бульдозер, которые можно так легко посчитать. Жизнь цветка очень коротка», – заявила участница общественного обсуждения Юлия Ильина.

Оператором новой системы выступает непосредственно Федеральная налоговая служба. В отличие от маркировки, новый механизм предполагает контроль за передвижением партий импортной продукции на документарном принципе – без нанесения на сам товар контрольно-идентификационных знаков. На основании номера таможенной декларации и порядкового номера товара в ней формируется регистрационный номер партии товаров. 

При совершении любых операций на внутреннем рынке он должен указываться в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, декларации по НДС, а также в специальной ежеквартальной отчетности. Его предписывается сдавать исключительно в цифровом формате через операторов электронного документооборота (ЭДО) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. В фискальном ведомстве напомнили, что специальные поля, необходимые для прослеживаемости ввезенных товаров, были внесены в форму счета-фактуры еще в апреле.

Офисное обременение

Кроме импортеров и организаций оптовой и розничной торговли, профессионально работающих на соответствующем рынке, новые требования распространяются и на далекие от этой сферы компании и даже индивидуальных предпринимателей. Введенное положение признает операцией с товаром в том числе его приобретение хозяйствующим субъектом. То есть участником системы прослеживания являются юридические лица, покупающие, в частности, мониторы или проекторы для офиса. «Прослеживаемости подлежит находящееся в собственности налогоплательщика и используемое в качестве средств производства имущество», – констатировали в Федеральной налоговой службе.

На такие компании и самозанятых бизнесменов возлагаются все обязанности по регистрации сделок и представлению отчетности. В частности, при приобретении товаров предписывается удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре и универсальном передаточном документе регистрационного номера партии, а также обеспечить правильность его отражения в представляемых в фискальное ведомство документах.

Более того, отчитаться перед налоговиками должны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, когда-либо купившие те же мониторы и официально не списавшие их до 8 июля. Поскольку никакой регистрационный номер партии ранее не присваивался, его необходимо запросить в налоговой службе – опять же через оператора ЭДО с усиленной подписью. Такое уведомление «мытари» рекомендуют заполнять на основании первичного документа – инвентаризационной описи либо бухгалтерской справки. Представить ответ налоговики обещают в течение одного рабочего дня.

Вместе с тем конкретный срок направления уведомлений о купленном до запуска новой системы оборудовании не определен. Сделать это надо будет, только когда владелец решит совершить с таким товаром новую операцию – продать, подарить или утилизировать.

Не корысти ради, а для дома

В наиболее сложном положении оказываются индивидуальные предприниматели. В случае применения упрощенной или патентной системы налогообложения они освобождены от ведения бухгалтерского учета, в том числе фиксации операций по приобретению основных средств и так называемых малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

С одной стороны, это позволит частнопрактикующим бизнесменам уклониться и от регистрации сделок с прослеживаемыми товарами. С другой – выявление налоговиками факта покупки монитора, стиральной машины, холодильника, детской коляски и так далее может квалифицироваться как нарушение законодательства о прослеживаемости. Также могут возникать споры о целях приобретения таких товаров – для бизнеса или в личных целях. Доказать и то, и другое в большинстве случаев будет затруднительно.

В любом случае имеющим даже один монитор владельцам офисов, использующим холодильник ларькам с шавермой или стиральную машину хостелам придется подключаться к системам ЭДО. Минимальный пакет стоит сегодня примерно 2 тысячи рублей в год. Усиленную квалифицированную электронную подпись формально можно бесплатно оформить в налоговой инспекции, но для этого нужно примерно за тысячу приобрести специальный носитель (USB-токен). О несоразмерности такого обременения малого бизнеса еще на этапе подготовки проекта предупреждали в Счетной палате РФ. «У субъектов малого предпринимательства отсутствует обязанность по предоставлению информации в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Установление такой обязанности при предоставлении информации по товарам, подлежащим прослеживаемости, повлечет возникновение дополнительных расходов у данной категории налогоплательщиков», – констатировала заместитель председателя Палаты Галина Изотова.

С другой стороны, действующее законодательство не предусматривает санкций за уклонение от исполнения новых обязанностей. Подготовленный финансовым ведомством проект предполагает введение административной ответственности – взыскание штрафа в размере тысячи рублей за любое нарушение, в том числе каждый непредставленный или несвоевременно представленный отчет, иной документ, каждую неправильно заполненную счет-фактуру и так далее. При этом хозяйствующие субъекты предлагается освобождать от наказания, если они до выявления нарушения самостоятельно исправят допущенную ошибку. Кроме того, санкции будут применяться только к правонарушениям, допущенным после 1 января 2022 года.

Справка

По оценкам Федеральной налоговой службы, национальная система прослеживаемости затронет порядка 170 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей.

Мнения

 

Дарья Филина, руководитель практики бюро юридических стратегий Legal to Business

Введенные требования к корпоративным приобретателям прослеживаемых товаров вряд ли можно считать соразмерным. Правила учета и подачи уведомления об остатках имеют различные исключения и «подводные камни», разобраться в которых простому предпринимателю будет сложно. Кроме того, внедрение системы потребует значительных затрат как от бизнеса, так и от государства. Тогда как оборот даже контрафактной техники не несет в себе значимого вреда для развития общества.

Равно как не определено, как будет определяться цель приобретения товаров индивидуальным предпринимателем. Возможно, налоговые органы будут ориентироваться на количество, назначение и качественные характеристики. Например, предпринимателю сложно будет обосновать покупку для личных целей десяти профессиональных мониторов, автопогрузчика или бульдозера.

С другой стороны, в течение года действует переходный период, в рамках которого участники не будут привлекаться к ответственности за нарушение правил прослеживаемости. Таким образом государство предоставляет бизнесу время для адаптации. 

Дополнительные послабления получили плательщики НДС. Они, как правило, освобождаются от обязанности представлять отчеты о прослеживаемости, так как все сведения о таких операциях включаются в декларацию.

Антон Михайлов, индивидуальный предприниматель, Челябинск

Новая система прослеживаемости создана по традиционному для нашей страны правилу – хотим как лучше, получается как всегда. Конечно, с контрафактом и серым импортом надо бороться, поэтому торговые организации должны контролировать прохождение соответствующих товаров по всей цепочке – от ввоза в Россию до продажи конечному потребителю.

Но какой смысл возлагать сложные обязанности на корпоративных приобретателей мониторов, холодильников и стиральных машин? Компании покупают такую технику у поставщиков, которые являются профессиональными участниками системы прослеживаемости, то есть товар ввезен и продается легально. Зачем требовать отчета о покупке, если налоговики уже имеют данные о продаже?

Еще больше противоречий касается индивидуальных предпринимателей. Если я по карточке или за наличный расчет куплю холодильник, никто без оперативного вторжения не определит, используется он в овощной лавке для бизнеса или дома на кухне.

Полагаю, что в отсутствие административных санкций большинство бизнесменов новые требования просто проигнорируют. А когда наказание будет введено – заплатить тысячный штраф для многих будет проще, чем подключаться к ЭДО, готовить отчеты и так далее.