Рейтинг@Mail.ru
home

03.08.2021

Рожденный плавать – ездить не может. Вездеходы-амфибии не признали самоходным транспортным средством

03.08.2021. АПИ — Амфибийный вездеход на воздушной подушке не подлежит учету в инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. К такому выводу пришел Седьмой кассационный суд.

В сложной ситуации оказался салехардец Юрий Скворцов, купивший выпущенный в 2007 году вездеход на воздушной подушке «Арктика». Ранее он стоял на учете в инспекции Гостехнадзора Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Для регистрации перехода собственности новый владелец обратился в Салехардскую городскую инспекцию. Но получил отказ – ведомство утверждало, что по техническим характеристикам транспортное средство не относится к подконтрольной ему категории.

Оспаривая решение чиновников, Юрий Скворцов указал, что вездеход полностью исправен, угрозы для безопасности движения по техническому состоянию не представляет и может быть допущен к эксплуатации на дорогах общественного пользования. Тогда как отказ в регистрации лишает собственника права беспрепятственно эксплуатировать принадлежащую ему технику.

Согласно пояснениям ответчика, такие амфибии не подлежат учету в Гостехнадзоре, а прежняя регистрация представленного истцом вездехода «была обусловлена незаконными действиями сотрудников инспекции». «В настоящее время на территории округа поставлено незаконно на учет в Гостехнадзор пять подобных транспортных средств, в отношении которых инициирована процедура снятия с учета», – заявил начальник отдела организационно-методического и правового обеспечения Вадим Лялин. Согласно же действующим правилам, на органы Гостехнадзора возлагается регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, имеющих максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час, а также не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Тогда как заявленная скорость приобретенной Юрием Скворцовым амфибии значительно превышала этот лимит. «Таким образом, вездеход на воздушной подушке «Арктика» по своим техническим характеристикам не подлежит учету в органах Гостехнадзора», – заключил районный суд, отклоняя требования истца.

В свою очередь, апелляционная коллегия признала спорное транспортное средство снегоболотоходным и плавающим вездеходом на воздушной подушке, предназначенным для передвижения как по суше, так и по воде. Согласно разъяснениям завода-изготовителя, до 2012 года такие амфибии ставились на учет в Гостехнадзоре. Но после изменения национального стандарта (ГОСТа) транспортных средств «Арктика» их стали регистрировать в Российском речном регистре как амфибийные суда-вездеходы на воздушной подушке. Суд констатировал, что приобретенный истцом аппарат был выпущен в 2007 году. Кроме того, вне зависимости от максимальной скорости учету в Гостехнадзоре подлежат транспортные средств, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. «Незаконный отказ в регистрации принадлежащего ему транспортного средства является препятствием для осуществления собственником права пользования в отношении принадлежащего ему имущества», – отмечается в определении Суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Кассационная инстанция не согласилась с такими выводами. Служители Фемиды подтвердили, что действующее законодательство не содержит понятия «вездеход на воздушной подушке». Вместе с тем такая дефиниция закреплена в Техническом регламенте Таможенного союза, согласно которому эти средства относятся к маломерным судам. Равно как действующий ГОСТ признает снегоболотоходом только машины, оснащенные колесными или гусеничными движителями. «Изложенные требования свидетельствуют, что принадлежащий Скворцову Ю.А. амфибийный вездеход на воздушной подушке «Арктика» на момент обращения в Салехардскую городскую инспекцию за государственной регистрацией в 2020 году не относился ни к одному из типов самоходных машин, подлежащих учету в органах Гостехнадзора, в связи с чем отказ в регистрации являлся законным и обоснованным», – констатировал кассационный суд, отменяя принятое в пользу истца апелляционное определение и подтверждая законность решения первой инстанции.

Отметим, что принятый в начале июля федеральный закон впервые определяет правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники. К таким транспортным средствам относятся тракторы, дорожно-строительные, коммунальные и сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства. Новый закон вступит в силу только через год. 

В настоящее время служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники входит в структуру Министерства сельского хозяйства РФ.

Справка

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, ежегодно органами Гостехнадзора регистрируется до 2,5 млн самоходных машин, в том числе почти 1,3 млн тракторов, 464 тысяч дорожно-строительных и мелиоративных машин, до 600 тысяч иной техники.

По данным Федеральной налоговой службы, в качестве объектов налогообложения на учете стоит 1,6 млн самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (в том числе 160 тысяч снегоходов и мотосаней), а также 567,5 тысячи катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств.