Рейтинг@Mail.ru
home

01.09.2021

Антикоронавирусные рекомендации не препятствуют проведению митингов и других акций

01.09.2021. АПИ — Введенный в России режим повышенной готовности не предусматривает каких-либо общефедеральных запретов по проведению публичных мероприятий. К такому выводу пришел Восьмой кассационный суд.

С инициативой о проведении митинга против политических репрессий на площади Советов у памятника Ленина в центре Барнаула выступило Алтайское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ». Отклоняя ее заявку, городская администрация утверждала, что выбранный активистами земельный участок на площади передан в безвозмездное пользование муниципальному предприятию по благоустройству. При этом Комитет общественных связей и безопасности предложил альтернативный вариант проведения мероприятия – в сквере Химиков.

Но когда коммунисты согласились с таким предложением, сами чиновники его аннулировали. Они ссылались на режим повышенной готовности в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и угрозой распространения коронавирусной инфекции, введенный на территории Алтайского края еще в марте минувшего года. Не обнаружив в соответствующем указе губернатора запрета на проведение массовых мероприятий в период пандемии, активисты оспорили решение городской администрации.

В суде представители Комитета общественных связей и безопасности Барнаула не смогли назвать конкретную норму, ограничивающую организацию митингов в Алтайском крае. Указ губернатора лишь предписывал организациям, чья деятельность не приостановлена, «строго руководствоваться правовыми актами, предписаниями, письмами, содержащими требования по профилактике новой коронавирусной инфекции». В свою очередь, согласно санитарным правилам, одной из мер, направленных на «разрыв» механизма передачи COVID-19, является ограничение или отмена проведения массовых мероприятий – развлекательных, культурных и спортивных.

Служители Фемиды не согласились с такими доводами чиновников. «Указ Губернатора Алтайского края, предусматривающий ряд ограничений для граждан и организаций (индивидуальных предпринимателей), не содержит запрета на проведение массовых (публичных) мероприятий. Кроме того, изменение органом публичной власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия не допускается», – заключил районный суд, признавая ответ председателя Комитета общественных связей и безопасности Барнаула Геннадия Королева незаконным.

Подтверждая эти выводы, апелляционная коллегия констатировала, что федеральный закон запрещает органам власти изменение согласованных ранее места, времени и условий проведения акции. «Отказ в согласовании публичного мероприятия в данном случае не основано на законе», – отмечается в решении Алтайского краевого суда.

Отклоняя кассационную жалобу администрации, кассационная коллегия признала, что на территории Алтайского края введены ограничения на проведение публичных мероприятий только в закрытых помещениях (театрах, концертных залах, клубах, спортивных объектах и так далее) и при определенных условиях (уровень заполняемости). Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные Правительством России, также не содержат каких-либо общефедеральных запретов по проведению публичных мероприятий.

Отметим, что в условиях пандемии власти большинства субъектов Федерации ввели полный запрет на проведение любых митингов, шествий и иных мероприятий. В частности, многие проводящие одиночные пикеты столичные активисты привлекаются к административной ответственности за нарушение антикоронавирусных ограничений. «Пикетирование (в том числе одиночное), являясь формой публичного массового мероприятия, направлено на привлечение внимания значительного количества граждан, что не соответствует мерам по минимизации контакта между людьми в условиях распространения коронавирусной инфекции», – заключил суд, отклоняя иск москвича Владимира Плешкова. Законным признали и введенный на территории Марий Эл запрет на проведение публичных мероприятий. «Установление обязанности по соблюдению ограничительных мер направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией России прав неопределенного круга лиц, включая административного истца, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдано необходимостью создания условий для предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции», – отмечается в решении апелляционного суда.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2020 году суды рассмотрели 815 связанных с согласованием проведения публичного мероприятия исков, 312 (38 процентов) были признаны незаконными.