Рейтинг@Mail.ru
home

01.09.2021

Цифровые учебники будут создаваться без участия «иностранных агентов»

01.09.2021. АПИ — Школьники смогут пользоваться только прошедшим специальную экспертизу цифровым контентом и образовательными сервисами. Требования к их поставщикам, самим продуктам и проверке подписал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

О запуске эксперимента по организованному удаленному обучению Правительство России объявило в декабре минувшего года. Пилотный проект предполагал использование специальных цифровых технологий на территории отдельных субъектов Федерации в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности. Такие механизмы призваны были обеспечить равные условия качественного обучения школьников вне зависимости от места их проживания, а также формирования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях опыта по использованию цифрового контента и сервиса. В дальнейшем отработанные в рамках эксперимента технологии планировалось использовать на постоянной основе. По итогам конкурсного отбора пилотный проект был запущен в 14 регионах – Московской, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Алтайском и Пермском крае, а также Ямало-Ненецком автономном округе.

Согласно утвержденному Министерством просвещения РФ регламенту, поставщиками контента и образовательных сервисов могут быть владельцы соответствующих ресурсов – юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане. При этом исключается участие в создание «электронных учебников» только компаний, находящихся в состоянии банкротства, реорганизации или ликвидации, а также включенных в реестр так называемых иностранных агентов некоммерческих организаций.

Для проведения экспертизы поставщик должен представить заявку, инструкцию по использованию ресурса и методическое пособие для педагогического работника. Отобранные эксперты в течение месяца оценивают как техническую, так и содержательную часть. В частности, проверяется соответствие контента федеральному государственному образовательному стандарту (в том числе для школьников с ограниченными возможностями здоровья и с интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программе и концепции соответствующего учебного предмета или предметной области. В «электронных учебниках» не должно быть ошибок, опечаток, ненормативной лексики, нарушений норм и правил русского языка, недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, рекламы (за исключением социальной), а также информации, побуждающей к нарушению закона (употреблению наркотиков, алкоголя и «тоников», насилию и жестокости, асоциальному поведению или образу жизни, оправданию экстремизма и терроризма, и так далее).

Также учебные материалы не могут «формировать неуважительное отношение к Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам», «отрицать традиционные семейные ценности, пропагандировать нетрадиционные сексуальные отношения и формировать неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий запрещается использовать факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

Отметим, что проекты подписанных Сергеем Кравцовым нормативных актов были представлены для общественного обсуждения еще в марте, но отзывы ее участников до сих пор не опубликованы. При этом количество отрицательных оценок (дизлайков) таких проектов многократно превышает число положительных.

Верховный суд России не усмотрел в использовании цифровой образовательной среды нарушений прав школьников. «Предусмотренная положением о проведении эксперимента задача по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения корреспондирует положениям Указа Президента России», – отмечается в решении высшей инстанции (АПИ подробно писало об нем – Верховный суд России подтвердил законность цифровизации школ).

Справка

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает, что к концу 2024 года к федеральной информационно-сервисной платформе подключится 620,1 тысячи педагогов, а соответствующие сервисы будут использоваться не менее 30 процентами школ. На реализацию проекта из федеральной казны выделяется 73,4 млрд рублей, почти 63 млрд из которых передается субъектам Федерации.

Мнения

 

Татьяна Васильева, заместитель министра просвещения России

Мы постепенно приходим к ситуации, когда можно с помощью технологий выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, подбирать образовательный контент, формировать не только содержание урока, но и целого курса в соответствии с уровнем и потребностями, задачами и запросами конкретного ученика.

Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в первую очередь направлено на развитие инфраструктуры – оснащение школ всем необходимым оборудованием, включая компьютеры и интерактивные доски, обеспечение беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi). Другие важные аспекты ЦОС – помощь учителю в использовании качественного образовательного контента и упрощение коммуникации между участниками образовательного процесса.

Мы пришли к осознанной необходимости создания единой удобной и не требующей постоянного переключения между коммуникационными системами платформы. Такой платформой стал «Сферум». На сегодняшний день мы тестируем его вместе с регионами. Думаю, что в процессе апробации «Сферум» станет не только доступной, но и надежной, популярной, конкурентоспособной системой по учебной коммуникации.

Цифровые технологии и цифровой контент – это помощь на любом уроке, в кружках, во внеклассной работе. Самое главное – научиться их эффективно и безопасно использовать и привить этот навык и детям, и взрослым.