Рейтинг@Mail.ru
home

02.09.2021

За отмену рейса «Аэрофлот» обязали заплатить по евростандартам

02.09.2021. АПИ — Пассажиры отмененных или задержанных авиарейсов из России в страны Европы и обратно вправе требовать выплаты компенсации по установленным Евросоюзом правилам. Такое решение принял Шестой кассационный суд.

Почти за полгода до поездки супруги Евгений и Наталья Мединские приобрели билеты ПАО «Аэрофлот» из Москвы и Будапешт и обратно по специальному тарифу «Промо-Эконом» (всего за 9,5 тысячи рублей за каждый маршрут). Но за три недели до вылета авиакомпания отменила указанные в билетах рейсы, предложив пассажирам удобные варианты поездки – отправиться и вернуть раньше или позже запланированного времени. Супруги Мединские выбрали рейс, вылетающий из международного аэропорта имени Ференца Листа в 12:50 – на 4 часа 40 минут раньше, чем изначально забронированный.

По возвращению пассажиры потребовали от авиакомпании возместить причиненные убытки в размере 26,5 тысячи рублей – сокращение времени проживания в отеле, отмену оплаченного проезда из Хевиза в Будапешт, трансфера в аэропорт, а также неоконченного оплаченного лечения. Поскольку перевозчик отказался выплачивать спорную сумму, супруги Мединские предъявили иск о взыскании с ПАО «Аэрофлот» компенсации в размере 400 евро на каждого пассажира. Такая сумма определена принятым в 2004 году Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского Союза, регулирующим ответственность авиакомпаний перед пассажирами в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса. Он распространяется на все авиакомпании, если рейс выполнялся в или из аэропорта Старого Света.

Служители Фемиды сочли требования истцов в целом обоснованными. Кроме самой компенсации в пользу пассажиров с ПАО «Аэрофлот» также взыскали штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителей в размере 18,6 тысячи рублей. В то же время в возмещении первоначально заявленных убытков было отказано ввиду отсутствия доказательств.

Оспаривая это решение, авиакомпания указывала на Федеральные авиационные правила, которые разрешают перевозчику в целях обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности отменить или задержать рейс, заменить тип воздушного судна или изменить маршрут перевозки. Воздушный кодекс РФ также освобождает авиакомпанию от ответственности за просрочку в отправке пассажира в пункт назначения по независящим от перевозчика причинам. Но суд отклонил эти доводы. «Доказательств, подтверждающих, что указанный рейс был отменен вследствие обстоятельств, при которых невозможно осуществить полет без риска для жизни и здоровья пассажиров и экипажа воздушного судна, ответчиком не представлено. Отмена рейса из-за изменения расписания не является чрезвычайным обстоятельством и не освобождает авиаперевозчика от ответственности», – заключила апелляционная инстанция. 

Эти выводы подтвердил и кассационный суд. «Поскольку Венгрия является членом ЕС, и указанный инцидент произошел на территории Венгрии, договор авиаперевозки носит международный характер. Регламент является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах – членах ЕС, куда входит и Венгрия», – констатировали служители Фемиды.

Отметим, что практика применения Европейского регламента пока остается противоречивой. Так, рейс авиакомпании «Уральские авиалинии» из Барселоны в Москву задержался почти на 10 часов. Владимирский областной суд подтвердил нарушение прав пассажиров Андрея Апарина, Тамары Крыловой и ее сына Станислава, взыскав в пользу каждого компенсацию в размере 400 евро. Отменяя это решение, кассационная коллегия пришла к выводу, что Регламент ЕС является международным договором только для государств – членов Евросоюза, тогда как Россия согласия на обязательность для нее указанного международного договора ни в какой форме не выражала.

Не удалось получить компенсацию жителям Самары Елене Ивановой и Глебу Богатову. Служители Фемиды установили, что авиакомпания «Чешские Аэролинии» за 25 дней до вылета через продавшего билеты агента информировала об отмене рейса из Вероны в Прагу. 

Иначе служители Фемиды оценили ситуацию, в которой оказался екатеринбуржец Дмитрий Ананьин, возвращающийся рейсом FinAir из Хельсинки. Не долетев до Урала, самолет развернулся и, дозаправившись в аэропорту в Москве (причем вместе с пассажирами), вернулся в столицу Финляндии. Повторный вылет этого рейса был отменен, в итоге Дмитрий Ананьин добрался до Екатеринбурга с задержкой на 21 час. Перевозчик объяснил ситуацию с разворотом самолета непогодой. Суд согласился, что метеоусловия являются основанием для возврата рейса, но не для его отмены. «Доказательств, подтверждающих, что отмена рейса состоялась по обстоятельствам, признаваемым чрезвычайными, не имеется», – заключил суд, взыскивая в пользу потребителя компенсацию в эквиваленте 600 евро. Кассационная коллегия поддержала это решение.