Рейтинг@Mail.ru
home

15.09.2021

Арбитраж: условия продажи «Сбермаркета» нарушают права потребителей

15.09.2021. АПИ — Интернет-агрегатор «Сбермаркет» обязали предоставлять покупателям объективную информацию о товарах и ему запретили отказываться от принятых заказов. Такое решение принял Арбитражный суд Свердловской области.

Жалобу на работающее под маркой «Сбермаркет» ООО «Инстамарт Сервис» подал житель Екатеринбурга. Через сайт он оформил заказ на 13 килограммов свиной корейки, которая в каталоге предлагалась по цене 77,14 рублей за килограмм. Однако на следующий день продавец отменил подтвержденную заявку под предлогом невозможности поставки. По телефону покупателю сообщили об изменении цены на продукт в большую сторону и предложили оплатить товар по новой стоимости.

Отклоняя претензии клиента, ООО «Инстамарт Сервис» указало на размещенную на сайте публичную оферту – Правила сервиса «Сбермаркет». Они предусматривали, что «сведения о наличии, количестве, ассортименте и стоимости товаров на интернет-сайте «Сбермаркет» носят информационный характер». Кроме того, поскольку сборка заказа осуществляется непосредственно в магазине партнера, наличие, количество и ассортимент товара на момент сборки могут не соответствовать оформленному заказу.

В Роспотребнадзоре сочли политику агрегатора нарушением прав покупателей и выдали предписание привести спорные условия в соответствии с законодательством. Также компании предъявили требование не допускать одностороннего отказа от исполнения обязательства или изменения его условий и доводить до потребителей «полную, достоверную информацию о товаре при продаже дистанционным способом».

Не согласившись с такими выводами, ООО «Инстамарт Сервис» обратилось в арбитражный суд. Но служители Фемиды пришли к выводу о незаконности включенных в Правила сервиса «Сбермаркет» условий. Так, согласно закону, дистанционное заключение договора розничной купли-продажи определяется моментом отправки покупателем заказа (сообщения о намерении приобрести товар). При этом продавец обязан обеспечить информирование покупателя, в том числе о цене товара, посредством ее размещения на сайте. Равно как Гражданский кодекс РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательства или изменения его условий. «ООО «Инстамарт Сервис», являющееся продавцом товара во взаимоотношениях с потребителем, не предоставило достоверную информацию о цене товара при его реализации, что привело к нарушению прав потребителя и включению в договор условий, ущемляющих права потребителя», – заключил Арбитражный суд Свердловской области.

Пресс-служба агрегатора не пожелала прокомментировать принятое решение.

Отметим, что ООО «Инстамарт Сервис» принадлежит оффшорной кипрской компании Instamart Holding Ltd. Согласно отчету ПАО «Сбербанк России», агрегатор входит в его группу, но не является дочерней структурой.

Справка

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2020 году объем внутренних онлайн-продаж вырос почти в два раза – с 1,4 до 2,8 трлн рублей. По утверждению ООО «Инстамарт Сервис», количество доставленных им заказов за год выросло в 14,3 раза (до 5,9 млн), оборот – в 11,2 раза (до 20,7 млрд рублей).