Рейтинг@Mail.ru
home

23.11.2021

Принуждение сотрудников к вакцинации или удаленной работе признали законным

23.11.2021. АПИ — Указ Губернатора Ульяновской области о переводе непривитых от коронавируса трудящихся на дистанционный режим работы не нарушает прав граждан. К такому выводу пришел Четвертый апелляционный суд.

Спорные требования глава региона Алексей Русских подписал в конце мая. В отличие от многих других субъектов Федерации, которые возлагали на работодателей обязанность провести вакцинацию определенной доли сотрудников, в Ульяновской области ввели мягкие меры: компаниям, менее 60 процентов персонала которых не прошли вакцинацию, предписали перевести на удаленный режим работы соответственно 40 процентов сотрудников. Кроме того, уклоняющиеся от прививки должны каждые две недели сдавать тест на COVID-19. Также губернатор рекомендовал работодателям не отправлять невакцинированных сотрудников в командировки и минимизировать их очное присутствие на рабочих местах.

Законность таких требований оспорила Елена Бородина. По мнению истицы, они нарушают конституционные права жителей Ульяновской области на труд, выбор рода деятельности и профессии. Отечественные вакцины на момент принятия указа не прошли все стадии клинических испытаний, после прививки возможны вторичные заболевания и иные неблагоприятные последствия для организма. Сама по себе вакцинация является медицинским вмешательством, на что требуется информированное добровольное согласие. Кроме того, отсутствие возможности выбора иностранного препарата, по утверждению Елены Бородиной, нарушало ее права потребителя и антимонопольное законодательство.

Но служители Фемиды подтвердили законность мер, принятых главой региона в условиях режима повышенной готовности и в целях защиты жизни и здоровья людей. «Данные права являются наивысшим благом и наиболее значимым конституционным правом каждого человека и гражданина, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности», – отмечается в решении Ульяновского областного суда. Он также констатировал, что спорные нормы не возлагают на граждан обязанность по обязательному прохождению вакцинации.

Апелляционная коллегия поддержала эти выводы. «Оспариваемые нормативные правовые акты не представляют каких-либо преференций, не вводят ограничений относительно вакцин в зависимости от их производителя, не регулируют правоотношения в сфере допуска для использования вакцин не российского производства. В связи с чем введенные ограничения не могут быть расценены в качестве нарушающих права потребителей либо антимонопольного законодательства», – заключил апелляционный суд.

Напомним, что легитимность ограничения даже базовых прав граждан в целях предупреждения распространения COVID-19 подтвердил в том числе Конституционный суд России. «Необходимость принятия наряду с другими мерами борьбы с пандемией мер, связанных с ограничением свободы передвижения, подтверждается опытом других государств. Меры изоляции и самоизоляции граждан по месту их проживания (пребывания), получившие международное обозначение lockdown, не являются особенностью России. В апреле 2020 года они в той или иной степени применялись более чем в 90 странах мира и, таким образом, охватывали более половины населения планеты», – отмечается в постановлении высшей инстанции (АПИ писало о нем – Конституционная переоценка: здоровье важнее свободы).

Мнения

 

Дмитрий Ломакин, директор Центра правовых услуг «Аванта», Астрахань

Убежден, что любые способы принуждения к вакцинации, будь то «мягкие» или «жесткие», являются незаконными. Граждане имеют право отказаться от прививки, а их дискриминация категорически недопустима. Устанавливая ограничения прав и свобод граждан, органы государственной власти субъектов Федерации присваивают себе права федерального законодателя.

Кроме того, ни одну российскую вакцину Всемирная организация здравоохранения до настоящего времени не одобрила, а о некоторых вопрос о таком одобрении даже не стоит. Полагаю, что вакцинация людей препаратами, не прошедшими в полной мере клинические исследования (испытания), недопустима в принципе.