18.01.2022
18.01.2022. АПИ — Агрегатор обязан сам исполнять заказы клиентов и не вправе отдавать их не имеющим разрешения таксистам. Такое решение принял Арбитражный суд Москвы.
Жалобу на ООО «Яндекс.Такси» подал тверчанин Игорь Ангелик. На отправленный им через приложение заказ приехал автомобиль Mitsubishi Lancer, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Агилу Джафарову. При этом электронный кассовый чек был выдан от имени ООО «Яндекс.Такси».
Роспотребнадзор установил, что исполнивший заказ частный бизнесмен не имел разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Поэтому действия агрегатора были квалифицированы как обман (введение в заблуждение) потребителя. На ООО «Яндекс.Такси» наложили административный штраф в размере 100 тысяч рублей.
Оспаривая выводы надзорного органа, компания отрицала обязанность получения разрешения на перевозку пассажиров. Но служители Фемиды пришли к выводу, что именно агрегатор, вступая в договорные отношения с предпринимателем Джафаровым, обязан был удостовериться в наличии у него права осуществлять соответствующую деятельность. «Потребитель не заключает договор перевозки непосредственно с ИП Джафаровым, а пользуется услугами, оказываемыми ООО «Яндекс.Такси». При этом потребитель был очевидно уверен, что услуга, заказанная по приложению «Яндекс.Такси», выполняется ООО «Яндекс.Такси» – обществом, название которого совпадает с названием приложения, а не предпринимателем, не имеющим разрешения на осуществление данного вида деятельности. Потребитель является экономически слабой стороной, заключая договор через агрегатора и оплачивая ему денежные средства, он предполагает, что ему будет оказана услуга с соблюдением обязательных требований, предъявляемых законодательством к оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, при наличии всех разрешительных документов, и услуга будет безопасной», – заключил арбитражный суд, подтверждая совершение компанией вменяемого административного правонарушения.
В пресс-службе ООО «Яндекс.Такси» отказались комментировать принятое судебное решение.
Напомним, что это не первое подобное решение. Так, Верховный суд России возложил на принявшую заказ диспетчерскую службу ответственность за ущерб, причиненный пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии пассажирам (АПИ писало об этом решении – Владелец бренда такси отвечает за последствия ДТП).
Вместе с тем деятельность агрегаторов в настоящее время законодательно не урегулирована. Но популярные сервисы утверждают, что проверяют наличие у привлекаемых партнеров надлежащих разрешений, прохождение водителями предрейсового медицинского освидетельствования и соблюдение иных требований. Подготовленный Министерством транспорта РФ законопроект впервые предусматривает комплексное регулирование деятельности такси и служб заказа. При этом агрегатор может лишиться «лицензии», если в течение любого дня передаст нелегальным перевозчикам хотя бы одну сотую процента заказов (читайте – Ехать с шашечками).
По оценкам Федеральной антимонопольной службы, в России эксплуатируется более 441 тысячи легковых такси. На рынке агрегаторов около 46 процентов по количеству заказов занимает «Яндекс.Такси».
Теги: Тверская область