Рейтинг@Mail.ru
home

20.01.2022

Европейский суд сокращает срок давности

20.01.2022. АПИ — Подать жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) нужно будет в течение всего четырех месяцев. Новые требования вступят в силу 1 февраля.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что ЕСПЧ может принять дело к рассмотрению, только если заявитель исчерпал все внутренние средства правовой защиты. Также жалоба в Страсбург должна быть подана в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения национальным (в том числе российским) судом.

Протокол о сокращении этого срока до четырех месяцев Совет Европы принял еще в 2013 году. Однако вступление поправок в силу затянулось – с ними должны были согласиться все 47 стран-членов. Россия ратифицировала протокол в 2017 году. Но «в контексте глобального кризиса в сфере охраны здоровья населения, вызванного коронавирусом», ЕСПЧ ввел исключительные меры – с 16 апреля до 15 июня 2020 года продлил (!) срок подачи жалоб до девяти месяцев. Теперь же в Страсбурге не намерены отступать от принятого решения и констатируют, что переходный период заканчивается 1 февраля 2022 года. «С этой даты заявители и их представители должны будут соблюдать новый срок, в противном случае их жалоба будет объявлена неприемлемой», – заявили в пресс-службе Европейского суда.

В то же время новый срок не применяется к обращениям, подаваемым на основании принятых до 1 февраля решений национальных судов. Таким образом, по решениям российских служителей Фемиды, вынесенным, скажем, в январе, жалобу в Страсбург можно будет отправить даже в июле.

Справка

По данным Европейского суда по правам человека, за 11 месяцев 2021 года им было принято 41,2 тысячи жалоб, вынесено 2,7 тысячи решений. Почти четверть обращений (23,4 процента) поступило из России.

Мнения

 

Каринна Москаленко, основатель Центра содействия международной защите

Сокращение сроков для россиян – очень серьезная проблема. Нужно учитывать длительные сроки прохождения почты, проблемы коммуникации адвокатов с находящимися в колониях подзащитными, связь с заявителями из отдаленных регионов, задержки в выдаче процессуальных документов в судах и многие другие сложности. Четыре месяца – это очень краткий срок.

Но будем работать и успевать! Ничего другого предложить не могу.