Рейтинг@Mail.ru
home

24.02.2022

Магазинам запретили требовать от покупателя плату за хранение товара

24.02.2022. АПИ — Навязывание несоразмерной пени за хранение приобретенного товара нарушает права потребителя. К такому выводу пришел Арбитражный суд Красноярского края.

Жалобу в Роспотребнадзор подал житель Красноярска Павел Веретенов, купивший в ООО «Роспромстрой» стройтовары для ремонта крыши частного дома (почти 100 кв. метров профлиста). В выданном ему товарном чеке указывалось, что покупатель обязуется вывезти материалы не позднее пяти дней после получения уведомления о готовности заказа, а за задержку должен заплатить пеню в размере 0,5 процента от стоимости товара (то есть около 200 рублей в день).

В надзорном ведомстве расценили такую оговорку как незаконное условие, ущемляющее права потребителя. И хотя компания сразу после начала разбирательства исключила требование о плате за хранение, на нее был наложен административный штраф в размере 10 тысяч рублей.

Арбитражный суд, в который обратилось не согласное с санкциями ООО «Роспромстрой», признал возможность заключения договора розничной купли-продажи с условием о принятии потребителем товара в определенный срок. Согласно Гражданскому кодексу РФ, дополнительные расходы продавца на хранение (обеспечение передачи) товара включаются в его цену, а неявка покупателя в оговоренную дату может рассматриваться как отказ от исполнения договора.

В то же время служители Фемиды пришли к выводу, что потребитель в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлен в положение, существенно затрудняющее согласование условий договора. Действующее законодательство не устанавливает ответственность потребителя перед продавцом за просрочку исполнения обязательства по своевременному получению товара в определенный договором срок в виде неустойки (штрафа, пени). Тогда как по общим правилам просрочка влечет начисление пеней, размер которых определяется существующей учетной банковской ставкой. На момент заключения договора ключевая ставка Банка России составляла 6,5 процента годовых, или около 0,01 процента в день. «Установление ответственности потребителя в размере 0,5 процентов от стоимости невывезенного товара, что в первую очередь является правом покупателя, а не его обязанностью, значительно превышает размер неустойки, установленный законодательством за неисполнение обязанности потребителя по оплате товара», – заключил суд, подтверждая законность привлечения компании к административной ответственности.