15.06.2016
15.06.2016. АПИ — Россияне вправе отправлять обращения в государственные органы и получать ответ в электронном виде. Постановление об этом 9 июня подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Оно предусматривает, что по желанию заявителей – обратившихся в государственный орган граждан или компаний, ответ должен предоставляться в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой ответ может отправляться в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и такие региональные сайты. Заявители также могут направлять чиновникам всех уровней и в осуществляющие отдельные властные (публичные) полномочия организации информацию в электронном виде, удостоверенную «электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства».
Такой порядок должен применяться, если для конкретных государственных услуг или иных случаев законодательством не установлены иные правила.
Вместе с тем конкретный вид электронной подписи (простая, неквалифицированная и усиленная квалифицированная), необходимой для обращения граждан в государственный орган, не определяется. Формально действующее законодательство допускает для получения государственной или муниципальной услуги использование простой электронной подписи (если опять же не установлено иное), а для подачи обращения заявитель должен быть зарегистрирован на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). В то же время на этом портале реализована функция отправки сообщений только в некоторые ведомства, а потому реализовать свое право на электронные обращения россияне в ближайшее время смогут далеко не всегда.
В ходе разработки проекта нового положения чиновники Министерства связи и массовых коммуникаций России получили многочисленные предложения от экспертов и других участников публичного обсуждения. В частности, указывалось на необходимость четко прописать стандартный формат электронных документов и детализировать иные спорные вопросы. В частности, один из экспертов предлагал учитывать опыт Минфина, Банка России, Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы по созданию систем юридически значимого электронного документооборота, которыми успешно пользуются все юридические лица (то есть половина заявителей). Но чиновники связного ведомства не приняли эти и многие другие инициативы.
Отметим, что еще в феврале 2015 года вступили в силу новые Правила оказания услуг почтовой связи, предусматривающие доставку электронных заказных писем, в том числе в адрес различных ведомств. Организовать отправку и доставку такой безбумажной корреспонденции планировалось через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Реализацию такого проекта под названием «Госпочта» поручили ФГУП «Почта России», однако он до сих пор не внедрен. В рамках пилотной версии жителям Московской области была организована доставка уведомлений ГИБДД о начисленных за нарушение Правил дорожного движения штрафах и сообщений Федеральной службы судебных приставов о начале исполнительного производства. Сроки запуска проекта в отношении всех регионов и государственных органов пока не определены.