Рейтинг@Mail.ru
home

15.10.2015

Семейные мигранты – go home

Наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам иммунитета от применения к ним жестких административных санкций, в том числе выдворения из страны. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

15.10.2015. АПИ — Действующее законодательство предусматривает возможность административного выдворения иностранного гражданина практически за любое, в том числе даже формальное нарушение крайне сложных и порой противоречивых миграционных правил. Причем четких критериев применения таких санкций в зависимости от наличия у, возможно, даже незаконно находящегося в России иностранца семьи, собственного жилья, работы, его ассимиляции и иных обстоятельств, не установлено.

В зоне особого внимания

Жалобу в Конституционный суд России подал гражданин Азербайджана Турал Гусейнов. Он был уличен в незаконном въезде на территорию города Норильск Красноярского края, посещение которого иностранцами специально регламентировано и требует получения особого разрешения. Помимо штрафа в 2,5 тысячи рублей, рассматривающий административное дело суд применил к гостю дополнительное наказание – выдворение с территории России. Факт наличия у иностранца семьи – проживающей в том же Норильске жены – служители Фемиды не учли.

По мнению заявителя, нормы действующего законодательства, допускающие выдворение впервые совершивших правонарушение и имеющих семейные связи иностранцев, нарушают конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Кроме того, де-факто он указывал на незаконность установления самих по себе запретных для иноземцев зон, так как Конституция России гарантирует право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства всем, законно находящимся на территории Российской Федерации.

Но Конституционный суд России не стал рассматривать заявление Турала Гусейнова по существу. Служители Фемиды напомнили, что семья и семейная жизнь не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а правоприменитель (суд) с учетом конкретных обстоятельств дела вправе назначать соразмерное деянию наказание. «Наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности», – заключил Конституционный суд России.

Моральные правила

Такие выводы отчасти противоречат ранее принятым решениям российских высших судебных инстанций. Так, Верховный суд России неоднократно указывал на международные обязательства нашей страны по защите семейных иностранцев, в первую очередь имеющих в нашей стране детей: ребенок может быть разлучен с родителем только в соответствии с судебным решением и только если это необходимо в наилучших интересах самого ребенка.

Кроме того, Европейский суд по правам человека также признал депортацию и невозможность последующего воссоединения с семьей непропорциональной мерой со стороны российских властей для иностранных граждан, нарушивших режим проживания: «Нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворяемого, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей: в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства дети фактически несут «бремя ответственности» за несовершенное правонарушение».

Примечательно, что на нормы Европейской конвенции неоднократно ссылались даже судьи в регионах. Например, заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда Михаил Павлюченко в одном из решений указал, что его выдворение и разлука минимум на пять лет с остающимся в России ребенком является чрезмерным вмешательством государства в право на уважение семейной жизни. «Ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию. За исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка», – констатировал служитель Фемиды.

Под защитой Страсбурга

Новое определение Конституционного суда России может быть воспринято многими рядовыми судьями как своего рода санкция не учитывать семейные связи при рассмотрении вопроса о выдворении граждан.

Защитить в такой ситуации формально нарушивших миграционные правила иностранцев может, скорее всего, только Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В прошлом году в его регламент были внесены изменения, позволяющие палатам, председателям секций или дежурным судьям принимать обеспечительные меры, обязательные для стран-членов Совета Европы. Причем необходимость исполнения таких указаний из Страсбурга признал и Верховный суд России: «Решающее значение обеспечительных мер дополнительно подкрепляется тем фактом, что ЕСПЧ указывает на них, как правило, в исключительных случаях на основании тщательного рассмотрения всех относимых обстоятельств. В большинстве подобных случаев заявители сталкиваются с реальной угрозой жизни и здоровью и последующей реальной угрозой тяжкого невосполнимого вреда в нарушение ключевых положений Конвенции. Таким образом ... в случае принятия ЕСПЧ обеспечительных мер, предписывающих Российской Федерации воздержаться от любых действий по высылке или выдаче или иному принудительному перем
ещению заявителя в третье государство, судье следует приостановить исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения», – отмечается в постановлении президиума высшей судебной инстанции.

Причем подавать заявление в Страсбург о применении срочных мер в ситуациях, когда существует риск выдворения или экстрадиции, можно, не дожидаясь окончательного решения суда. Такие вопросы ЕСПЧ разрешаются очень оперативно – от часа до десяти суток. Например, весной прошлого года решение о запрете высылки трех граждан Сирии было принято за два дня. А сегодня Страсбургский суд признал, что с учетом продолжающихся в Сирии военных действий само выдворение будет означать нарушение гарантированного Европейской конвенцией права на жизнь и запрета пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.

Справка

По данным Судебного департамента, в 2014 году российские суды рассмотрели 185,3 тысячи дел о нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда либо режима пребывания. Виновными было признано 173,5 тысячи человек, в отношении 142,4 тысячи мигрантов (82 процента) служители Фемиды применили крайнюю меру – административное выдворение. Такое же наказание получили 52,7 тысячи иностранцев, уличенных в осуществлении на территории России незаконной трудовой деятельности.

Больше всего нарушителей миграционных правил выявили в Москве и Московской области (почти половина от общероссийского «улова» правоохранительных органов), 90 процентов из них были выдворены. В Санкт-Петербурге такая мера применялась в отношении только 66 процентов нарушителей, а, например, в Новгородской области выдворяется 41 процент незаконных мигрантов.

Мнения

 

Ольга Цейтлина, адвокат

Государство обязано уважать интересы семьи и детей, но абсолютного запрета на выдворение для состоящих в браке лиц нет. В каждом случае рассматривающий конкретное административное дело суд должен учитывать прочность семейных связей, наличие детей, длительность проживания в стране, гуманные причины, опасность в стране исхода супруга и иные гуманитарные обстоятельства. С другой стороны, иногда ничто не мешает супругу устроить семейную жизнь в стране гражданства.

Вынесенное Конституционным судом России определение об отказе в приеме жалобы к рассмотрению касалось только части 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая допускает альтернативное применение судом меры дополнительного наказания в виде выдворения. Такой порядок действует на большей территории нашей страны. Но для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей установлены особые правила – выдворение является безальтернативным наказанием независимо от обстоятельств дела. Тем не менее, суды в столицах нередко ссылаются на нормы Конституции и Конвенции, интересы семьи и детей и не применяют такую крайнюю меру, как выдворение, в отношении лиц, имеющих браки, совместных детей, нетрудоспособных родителей, даже в случае нарушения иностранцем миграционного законодательства.

Кроме того, конституционное право на свободное перемещение по территории страны законно находящихся граждан также не является абсолютным и может быть ограничено в целях национальной безопасности и других особых случаях. Существуют особые зоны, которые без разрешения не вправе посещать ни иностранцы, ни россияне.