29.08.2016
Пожарникам и СЭС запретили в плановом порядке проверять добросовестные компании – при составлении графиков инспекций эти ведомства обязаны оценивать опасность деятельности участников рынка.
29.08.2016. АПИ — Внедрение риск-ориентированного подхода при назначении плановых проверок призвано снизить административную нагрузку на компании и предпринимателей, в первую очередь – на малый бизнес. Однако Постановление, подписанное премьер-министром России Дмитрием Медведевым 17 августа, ограничивает применение новой методики – реализация ее в других сферах пока откладывается. Кроме того, у чиновников надзорных органов остается возможность «кошмарить» бизнес.
Первой от тотального контроля (языком артиллеристов – «накрытия территории») отказалась Федеральная налоговая служба. Еще в 2007 году «мытари» сформулировали и опубликовали 12 критериев, которыми они руководствуются при назначении выездной инспекции. По словам начальника Контрольного управления фискального ведомства Максима Чаликова, в результате реализации такой политики количество проверок сократилось втрое, но их эффективность возросла. Более того, сами налогоплательщики могут оценить рискованность ведения того или иного дела, а также опасность работы с использующими недобросовестные методы партнерами.
Другие ведомства пока не решились заимствовать опыт налоговиков. Министерство экономического развития РФ уже неоднократно заявляло о внедрении риск-ориентированного подхода (АПИ писало о таких планах – «Антикошмарный» кодекс), но соответствующие нормы закона вступят в силу только с 2018 года.
В течение следующего года новая методика будет тестироваться только в трех сферах: санитарно-эпидемиологический и пожарный надзоры, а также контроль в области связи. Периодичность проверок уполномоченными органами (МЧС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор) должна будет определяться в зависимости от категории риска инспектируемого объекта (от низкого до чрезвычайно высокого) или класса опасности.
Для каждой сферы установлены свои критерии. Так, риск возникновения пожара и его последствий определяется в зависимости от назначения самого объекта. К категории высокого риска относятся детские сады и школы, больницы, детские лагеря и дома престарелых. Они могут проверяться пожарниками не чаще одного раза в три года. Причем такой срок исчисляется не только с момента завершения последнего контрольного мероприятия, но и после даты ввода нового объекта (здания, сооружения или иного) в эксплуатацию. Объекты, признанные особо опасными, технически сложными, уникальными или особо ценными, а также гостиницы, театры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки, музеи, вузы и некоторые иные здания относятся к категории «значительного риска» (периодичность проверки – раз в четыре года).
С другой стороны, небольшие (вмещающие менее 50 человек) предприятия торговли и общепита (павильоны и прочие), поликлиники и амбулатории, спортивные клубы и даже вокзалы, а также садовые, огороднические и дачные товарищества, считают объектами «умеренного риска» и могут инспектировать не чаще одного раза в десять лет. Более того, ряд осуществляющих низкорискованную деятельность компаний и предпринимателей вообще не может включаться в план проверок. К таковым согласно новому постановлению относятся стоянки для автомобилей, временные постройки (киоски, навесы и другие подобные постройки), а также одноквартирные жилые дома (в том числе таунхаусы).
В то же время чиновники МЧС вправе оценивать еще и «вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на используемых ими объектах защиты обязательных требований». Так, категория может быть повышена, если в том же павильоне или в доме в последние пять лет произошел хотя бы один пожар. Вместе с тем проведение пожарного аудита, наличие у компании собственного профессионального подразделения профилактики и отсутствие нарушений во время последней ревизии дает шанс на отмену плановых инспекций.
Санитарное ведомство должно оценивать потенциальный риск по сложной формуле. При составлении графика проверок будут учитываться, в том числе, возможное количество потерпевших и средневзвешенная частота нарушений, выявляемых в отрасли, к которой принадлежит проверяемый субъект. Так, самыми безопасными в части санитарно-эпидемиологической обстановки признаются радиолокационные станции (!) и сотовая связь, метрополитен и автомобильный транспорт, а также предприятия мелкорозничной торговли (все те же ларьки и павильоны). Чуть выше риск заразиться в аптеке или у стоматолога (в том числе использующего рентгеновский аппарат). Наибольшую опасность представляют службы водоснабжения и транспортировки питьевой воды, сельское и лесное хозяйство, а также рыбные промыслы.
Самые простые правила определил Роскомнадзор – операторы связи планируется проверять в зависимости от совершения ими тех или иных проступков. Так, хотя бы раз за три года уличенные в нарушении пользования радиочастотами компании считаются «опасными», совершившие иные административные правонарушения – «умеренными». Избежать попадания в график контрольных мероприятий вправе операторы, которые в течение пяти лет не совершили ни одного проступка в области связи. Тогда как, по данным самого надзорного ведомства, ежемесячно в России выявляется не менее 600 нарушений в сфере использования радиоэлектронных средств, причем почти 60 процентов из них совершается операторами «большой тройки» – за неполные восемь месяцев этого года в 3,3 тысячах нарушений уличено ПАО «Мегафон», по 2,3 тысячи деяний у «МТС» и «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»).
В Правительстве России убеждены, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности. Утвержденные правила будут применяться до конца 2017 года и позволят на практике отработать новую методику. «С 2018 года планируется распространить эти принципы на все без исключения виды надзоров. Это часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства. Документы готовились с участием бизнес-сообщества и членов Экспертного совета», – заявил на заседании глава кабинета Дмитрий Медведев.
Однако, в отличие от налоговиков, чиновники МЧС и Роспотребнадзора вправе, игнорируя все критерии и оценки, проводить внеплановые мероприятия, количество и периодичность которых не ограничено. Так, при наличии сведений об «угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан» (то есть любом нарушении пожарных и санитарных правил) указанные органы могут даже без согласования с прокуратурой начать внезапную инспекцию. Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями проверять участников рынка по жалобам потребителей, а МЧС – оценивать соблюдение организациями требований законодательства о гражданской обороне (например – наличие запаса противогазов и специальных аптечек на всех сотрудников).
Андрей Шубин, исполнительный директор «Опоры России»
Для подавляющего числа объектов надзора периодичность плановых проверок будет снижена. Так, периодичность проверок МЧС по самым массовым объектам будет составлять от трех до десяти лет. Если предприниматель осуществляет деятельность без нарушений, то проверки будут еще реже, а для объектов надзора с низким уровнем риска – их вообще не будет. Правда, таких объектов минимум – не должны проверяться МЧС стоянки для автомобилей, временные постройки и киоски.
Как часто может ходить к предпринимателям Роспотребнадзор, из текста постановления не ясно – ведомству еще предстоит утвердить методику.
Также мы рассчитываем, что риск-ориентированный подход будет применяться и в других видах надзора, с которыми часто сталкивается бизнес, в том числе Роструда и Ростехнадзора.
Однако риск-ориентированный подход не распространяется на внеплановые проверки, доля которых в общем объеме превышает 65 процентов.