Рейтинг@Mail.ru
home

31.08.2016

Страховщикам запретили требовать оригиналы документов, ключи и звонков в полицию

31.08.2016. АПИ — Страховые компании не вправе отказывать в выплате возмещения из-за отсутствия у клиента оригиналов регистрационных документов на автомобиль и полного комплекта ключей, а также отказа выполнять иные незаконные требования. К такому выводу пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Жалобу на СПАО «Ингосстрах» подал один из его клиентов. В ходе проведенной управлением Роспотребнадзора проверки в Правилах страхования транспортных средств (договоре КАСКО) были выявлены незаконные условия. В частности, при хищении или угоне автомобиля клиент обязан был предоставить компании оригинал свидетельства о регистрации и паспорт транспортного средства (ПТС), а также полный комплект оригинальных ключей. Кроме того, собственник автомобиля обязывался в течение двух часов после наступления «имеющего признаки страхового случая» события обратиться в уполномоченные органы (ГИБДД, полицию, пожарный надзор или другие) и получить соответствующую справку. В случае неисполнения клиентом этих требований страховая компания брала на себя право полностью или частично отказать в выплате.

Чиновники надзорного ведомства расценили такие условия как ущемление гарантированных законом прав потребителя. СПАО «Ингосстрах» было выдано предписание привести Правила страхования в соответствие с действующим законодательством. 

Не согласившаяся с такими выводами Роспотребнадзора компания обратилась в арбитражный суд. В первую очередь представители страховщика ссылались на факт добровольного подписания самим клиентом спорных условий договора.

Служители Фемиды отклонили все доводы компании. Ведь согласно Гражданскому кодексу РФ, оставление по неосторожности в автомобиле регистрационных документов на него и комплектов ключей, диагностической карты, а также их утрата не являются основанием для освобождения страховщика от выплаты возмещения. Компания вправе отказать в выплате при условии, что ею доказан умысел клиента на утрату, недостачу или повреждение застрахованного имущества. Даже если страховой случай имел место вследствие грубой неосторожности владельца (в том числе его халатности или неосмотрительности), выплата может не производиться, только если это прямо предусмотрено законом.

Не обязан клиент и в течение двух часов обращаться в МВД или МЧС. «Устанавливая срок и порядок обращения страхователем в правоохранительные органы (иные компетенции), страховщик тем самым фактически расширил перечень оснований освобождения от выплаты страхового возмещения», – заключил суд.

Требования Роспотребнадзора были признанны законными и обоснованными. Окончательное решение по делу 29 августа принял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.