12.01.2017
Любой желающий теперь вправе получить специальный сертификат соответствия его способностей профессиональному стандарту. В некоторых случаях такой документ поможет гарантировать поступление на работу. Однако не желающих принимать «чужаков» работодателей новый проект стимулирует отказаться от применения стандартов.
12.01.2017. АПИ — Закон о независимой оценке квалификации вступил в силу с 1 января, хотя многие необходимые для его реализации правовые акты до сих пор не приняты. Не создана и сама система аттестации – центры оценки квалификаций, база данных требований к соискателям и так далее.
По замыслу авторов проекта, независимая оценка квалификации позволит выявлять уровень знаний и умений работника для выполнения трудовых функций. Причем доказать свои способности для занятия той или иной должности вправе даже кандидаты, не имеющие соответствующего профессионального образования. Тестирование будет платным, но добровольным. Оно не влечет каких-либо обязательных последствий или требований, хотя выдаваемое свидетельство соискатель может предъявлять при приеме на работу.
Сама система строится по принципам саморегулирования, практически без участия государственных органов. Координацией деятельности занимается Национальный совет при Президенте России по профессиональным квалификациям, состоящий в первую очередь из представителей бизнес-сообществ, профсоюзов, вузов, крупных предприятий и иных организаций (чиновники занимают всего четыре кресла из 33). Своего рода исполнительным органом выступает АНО «Национальное агентство развития квалификаций», созданное Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Принимать экзамены и выдавать сертификаты (свидетельства о квалификации) вправе коммерческие организации – Центры оценки квалификаций. Их отбор делегируется отраслевым бизнес-ассоциациям (советам). Среди них – Агропромышленный союз России, Федерация рестораторов и отельеров, Союз коммунальных предприятий, Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, Центр планирования и использования трудовых ресурсов «Газпрома», госкорпорация «Роскосмос» и другие.
Закон вступил в силу, но на сегодняшний день вся эта структура находится еще в стадии формирования. В частности, только в конце декабря министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин утвердил требования к Центрам оценки квалификации и порядку их отбора, но вступят в силу они только 20 января. Не решен пока и вопрос публикации обязательных реестров – самих Центров, тестируемых специалистов, требований к кандидатам и других. По закону их должно вести Национальное агентство развития квалификаций, но по данным этой организации, новый информационный ресурс пока находится у Минтруда. «В ближайшее время пройдет целая процедура по его передаче. Тогда и будет решаться вопрос по размещению», – пояснили АПИ в агентстве.
Тогда как, по данным того же Минтруда, еще в прошлом году в пилотном режиме начало работу более 70 центров независимой оценки квалификации. По состоянию на 1 октября в них прошли тестирование почти пять тысяч специалистов в сфере строительства, машиностроения, железнодорожного транспорта и других.
Цель оценки – определить соответствие соискателя требованиям профессиональных стандартов. Для этого кандидат должен сдать экзамены (в форме тестирования или иной) и представить ряд документов. В числе оных могут быть дипломы об образовании, документы с подтверждением стажа работы и другие – конкретный перечень доказательств определяется для каждой профессии. Сведения о выданных свидетельствах вносятся в федеральный реестр.
Проверка специалиста может осуществляться по его собственному желанию, по направлению работодателя или иного лица (спонсора). С инициатором заключается договор, предусматривающий оплату услуг Центра оценки квалификаций. Кроме того, направившая сотрудника организация обязана сохранить за ним на время сдачи экзамена заработную плату, а при выезде в другие населенные пункты – компенсировать командировочные расходы. Не согласный с принятым по итогам прохождения профессионального экзамена решением кандидат или работодатель вправе подать жалобу в апелляционную комиссию, которая создается при отраслевых ассоциациях (советах по профессиональным квалификациям).
Однако правовые последствия прохождения соискателем вакансии или действующим сотрудником независимой оценки федеральным законом не определены. В Минтруда признают, что выданное свидетельство может быть предъявлено при трудоустройстве, но в то же время оно не является для работодателя обязательным. Но юристы полагают, что прошедшему экзамены в Центре кандидату руководству компании будет сложнее отказать в приеме на работу, то есть обладатель свидетельства получит явные преимущества относительно не имеющих такого документа претендентов.
Более того, работодатель вправе поставить вопрос о соответствии провалившего тестирование работника занимаемой должности. Хотя действующий Трудовой кодекс РФ не предусматривает расторжение договора в связи с «недостаточной квалификацией». Поэтому для увольнения руководству компании придется провести достаточно сложную процедуру аттестации, которая подтвердит несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе.
В то же время независимая оценка определяет соответствие квалификации только требованиям профессиональных стандартов. Действующее законодательство предусматривает, что в большинстве случаев внедрение их работодателями является добровольным (АПИ подробно писало об этом – Труд по стандарту). В негосударственном секторе нормы стандартов применяются только в случаях, если соответствующие условия установлены законами или иными правовыми актами (например – для специалистов рынка ценных бумаг, аудиторов, топ-менеджеров банков и ряда других). Но для большинства таких работников установлены и особые правила аттестации или иного подтверждения соответствия нормативным требованиям, и новый закон о независимой оценке квалификации на них не распространяется.
Поэтому эксперты не исключают, что для предупреждения конфликтов частные работодатели, объявляя вакансию, не будут ограничивать требования к кандидатам нормами профессиональных стандартов. Это позволит руководителям компаний по собственному усмотрению проводить отбор соискателей и отказать в приеме даже претендентам, имеющим свидетельство Центра оценки квалификаций. Кроме того, в ряде творческих профессий (артисты, дизайнеры, журналисты и других) соответствие кандидата формальным стандартам не гарантирует его способность выполнять требуемую работу, в иных сферах (например – информационных технологиях) профессиональные стандарты очень быстро устаревают.
Юлия Сахарова, директор по Северо–Западу рекрутингового портала HeadHunter
Новый инструмент при правильном использовании поможет эффективно справляться с обучением, развитием, наймом и адаптацией высококвалифицированного персонала, а также может стать основой для взаимодействия бизнеса и образования.
Если в компании уже введены или планируются вводиться профессиональные стандарты, у получивших свидетельства о квалификации соискателей могут появиться преимущества перед другими кандидатами.
По данным нашего опроса, каждый второй работодатель признал, что все же планирует учитывать профстандарты при найме новых сотрудников на работу. Более того, мы наблюдаем увеличение количества вакансий, где функционал менеджера по персоналу предполагает «внедрение профстандартов» и тому подобное, а к кандидатам зачастую прописаны требования на соответствие стандартам. В основном их размещают крупные компании с государственным участием.
В то же время не каждый работодатель готов тратить на независимую оценку время и деньги. Особенно это касается компаний, для которых профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. Ведь зачастую процесс независимой оценки проходит с отрывом специалиста от работы, часть функций компании вынуждены брать на себя.
Илья Котов, старший юрист Dentons
Любой работодатель обязан мотивировать отказ в приеме на работу и выдать его по требованию такого кандидата. Мотив должен быть связан исключительно с деловыми качествами претендента, характером работы и установленными компанией требованиями.
Если работодатель установил требования к вакансии такие же, как в профессиональном стандарте, то при отсутствии других претендентов будет трудно обосновать отказ подтвердившему свое соответствие данной должности сертификатом соискателю. В иных случаях при наличии у кандидата свидетельства работодатель, скорее всего, будет вправе ему отказать в связи с несоответствием другим установленным требованиям.
При этом остается открытым вопрос, вправе ли работодатель требовать, чтобы претендент предоставлял сертификат от Центра оценки квалификаций, и отказываться рассматривать иных кандидатов. При определенных обстоятельствах это может быть расценено как дискриминация.
Елена Кудрявцева, доцент департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ
Для работодателя новый закон открывает возможность использования аутсорсинга аттестации работников. Для сотрудника – возможность независимой оценки квалификации с получением соответствующего документа государственного образца. Это, несомненно, важно для тех, кто меняет место работы или по иным причинам имеет потребность в доказательстве своих способностей.
В то же время, закон создает и площадку для новых коллизий. В частности, определено, что работник имеет право отказаться от оценки своей квалификации. В этом случае организация процедуры его аттестации будет прежней.
Более того, если работник не сдал экзамен в Центре оценки квалификаций (ЦОК), но не имеет нареканий по выполняемой работе, уволить его нельзя. Также может возникнуть проблема, если определенная Центром квалификация работника окажется выше предъявляемых работодателем требований. Ведь в компании может не оказаться работ, для которых необходимы способности конкретного сотрудника.