Рейтинг@Mail.ru
home

27.01.2017

Фальшивомонетчик поневоле

Ежедневно в России изымаются из оборота сотни подложных банкнот и даже монет. Их обладатели в лучшем случае рискуют лишиться законно полученных денег, в худшем – могут быть обвинены в тяжком преступлении.

27.01.2017. АПИ — Ежедневно в России изымаются из оборота сотни подложных банкнот и даже монет. Их обладатели в лучшем случае рискуют лишиться законно полученных денег, в худшем – могут быть обвинены в тяжком преступлении.

Согласно действующему Уголовному кодексу РФ, изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег караются вплоть до лишения свободы на срок до восьми лет. Обладателю фальшивки порой оказывается не так просто доказать, что он получил ее случайно и, не имея, умысла пытался расплатиться.

Цель определяет средства

Верховный суд России еще в 1994 году разъяснил, что преступлением является приобретение заведомо поддельных денег в целях их последующего сбыта в качестве подлинных, равно как использование в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и ином использовании. В то же время «уголовной ответственности за сбыт поддельных денег, ценных бумаг и иностранной валюты подлежат ... лица, в силу стечения обстоятельств ставшие обладателями поддельных денег или ценных бумаг, сознающие это и тем не менее использующие их как подлинные», – констатировали служители Фемиды.

Однако практика остается противоречивой. Так, Ашот Арутюнян имел неосторожность разменять на туапсинском рынке пятитысячную банкноту и получить в виде сдачи подложные тысячные. Они были сделаны качественно и без специального оборудования не распознавались. Ашот Арутюнян расплатился купюрами в магазине, продавец которого также не заметила подделку. Несмотря на это, покупателя осудили за сбыт поддельных денег. Только Верховный суд России, отменяя приговор, напомнил, что такое преступление характеризуется исключительно прямым умыслом. Таким образом, при сбыте поддельных денег лицом, которое их не изготавливало, обязательным признаком субъективной стороны преступления является осознание факта поддельности денег, то есть сбывающее лицо должно осознавать, что расплачивается фальшивкой.

Чуть меньше повезло чебоксарцу Григорьеву. По версии следствия, он намеренно приобрел в Москве две поддельные пятитысячные банкноты, привез их домой, а потом пытался сбыть, приобретя в магазинах бытовые товары (дезодорант и гель). Кассир второй торговой точки усомнилась в подлинности купюры и передала ее заведующей, которая вызвала полицию. И хотя продавцов фальшивок так и не удалось найти, а сам горе-покупатель отрицал осведомленность о подлоге, суд признал его виновным: «Довести свой преступный умысел в сбыте фальшивки Григорьев не смог по независящим от него обстоятельствам, так как размен денежных средств осуществлен не был», – констатировала кассационная коллегия, подтверждая обвинительный приговор.

Схожее дело было рассмотрено и в Екатеринбурге: продавцу киоска попытались вручить тысячную банкноту, изготовленную на обычном струйном принтере без каких-либо средств защиты. Суд пришел к выводу, что покупатель достоверно знал, что денежная купюра является поддельной, но все же передал ее с целью сбыта.

Дешевый обман

Вместе с тем сбыт явно фальшивых купюр – отличающихся от подлинных денежных знаков по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам – может квалифицироваться как мошенничество. Такое деяние при схожих обстоятельствах является значительно менее тяжким, а порой позволяет и вовсе избежать наказания. 

Например, ранее судимый пермяк Антон Гулых использовал 19 фальшивых тысячных купюр для покупки с рук смартфона IPhone. Причем вручил их в плохо освещенном помещении в конвертике. Когда продавщица достала банкноты на свету, то сразу усомнилась в их подлинности. В показаниях она свидетельствовала, что «цвет отличался от настоящих, бумага была на ощупь толстой, как лист формата А4, и более грубой». Сам подсудимый признался, что знал о подлоге и намеревался обмануть продавца смартфона. «При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что … умысел на сбыт заведомо поддельных банковских билетов в достаточной степени не подтвержден. В этой связи судебная коллегия действия осужденного переквалифицировала с части 1 статьи 186 на часть 2 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, то есть хищение чужого имущества путем обмана, с причинением значительного ущерба потерпевшей», – заключил Пермский краевой суд.

Более того, намеренное использование для покупки фальшивых даже 2,5 тысячи рублей вообще не образует преступления – такое деяние является административным правонарушением. По закону «покупатель» может быть оштрафован максим на 12,5 тысячи, приговорен к административному аресту (до пятнадцати суток) или ста часам обязательных работ. К такому выводу пришел Верховный суд России, рассматривая дело Владимира Маликова, осужденного за сбыт фальшивых денег к пяти годам шести месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима: «Противоправные действия Маликова, связанные с мошенничеством (предъявление фальшивой купюры достоинством одна тысяча рублей), содержат признаки административного правонарушения, приговор и последующие судебные решения подлежат отмене, а дело – прекращению за отсутствием в действиях Маликова состава преступления», – отмечается в постановлении высшей инстанции. 

Согласно тем же разъяснениям Верховного суда России, не является преступлением изготовление и даже сбыт денежных знаков и ценных бумаг, изъятых из обращения и имеющих лишь коллекционную ценность, – монет старой чеканки, советских денег, отмененных денежными реформами банкнот и тому подобное.

Честным быть выгодно

Юристы убеждены, что законопослушным гражданам лучше не рисковать. Если они по каким-либо причинам получили сомнительную банкноту, ее лучше честно сдать в банк или в полицию. Настоящую взамен поддельной никто не выдаст, но «чистосердечное признание» позволит избежать возбуждения уголовного дела и наказания.

Кредитные организации в целом готовы принимать такие банкноты и даже обещают не вызывать полицию: «Если, получая от клиента наличные деньги, менеджер банка выявляет среди них имеющую признаки подделки банкноту, она в обязательном порядке изымается по акту и отправляется на экспертизу. Срок проверки обычно составляет до 14 дней. В случае подтверждения подлинности соответствующая сумма возвращается или зачисляется на соответствующий счет. Гражданину, у которого возникли подозрения относительно той или иной банкноты, безусловно, лучше всего прийти в банк и сдать ее на экспертизу, а не пытаться сбыть с рук, расплатиться за какой-либо товар или услугу в магазине или на рынке», – пояснили АПИ в пресс-службе банка «ВТБ24».

Справка

По данным Банка России, в 2016 году было изъято почти 65 тысяч фальшивых банкнот и 173 монеты. Чаще всего подделывают пятитысячные (59 процентов) и тысячные (37 процентов) денежные знаки. За год выявлены 2,9 тысячи поддельных купюр в долларах США и 267 в евро, а также китайские юани, фунты стерлингов и даже две фальшивые банкноты в японских иенах и одна в австралийских долларах.

За первую половину минувшего года за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг было осуждено 289 человек, в том числе 174 к реальным срокам лишения свободы, 110 – к условным мерам и так далее. Ни одному подсудимому не удалось оправдаться.

Мнения

 

Исаакян Тарон, юрист коллегии адвокатов Pen&Paper

По установленным правилам Банка России кассир магазина или иной организации, у которого есть сомнения в подлинности представленной покупателем банкноты и нет средств для ее проверки, обязан вызвать полицию и составить акт об изъятии купюры, а также направить акт с изъятой банкнотой на экспертизу. При этом их прием, а также выдача результатов экспертизы проводится бесплатно. После проверки, которая проводится в течение пяти рабочих дней, банк выдает официальное заключение. Если купюры окажутся настоящими, то их вернут, а если фальшивыми – уничтожат без какой-либо компенсации.

Хотя нередко кассиры просто возвращают денежный знак покупателю. Поэтому если такой гражданин потом попробовал вновь расплатиться сомнительной банкнотой – его могут уличить в намеренном сбыте, то есть преступлении. Наказание за использование фальшивых денег наступает, если доказано, что лицо, использующее купюру, сознавало, что банкнота поддельная, но, несмотря на это, использовало ее как подлинную.

Вместе с тем попытка использовать явно фальшивые купюры – которые по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам не соответствуют находящимся в обращении подлинным банкнотам, могут быть выявлены без специальных знаний и средств, не может квалифицироваться как сбыт поддельных денежных знаков. В зависимости от ситуации, такой гражданин должен привлекаться к административной или уголовной ответственности за обман продавца или иного потерпевшего (мошенничество). Также не являются преступлением случаи, когда чаще всего пожилые люди в силу своей невнимательности или неосторожности пытаются расплатиться купюрой так называемого «Банка прикола».