Рейтинг@Mail.ru
home

20.03.2017

Если не будут платить – отключим газ

Управляющие компании ЖКХ вправе отключать коммунальные услуги не оплачивающим их жильцам. Однако установленный порядок делает такую меру борьбы с должниками неэффективной.

20.03.17. АПИ — Действующее законодательство запрещает так называемые «веерные» отключения – ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги добросовестно оплачивающим все счета потребителям. Кроме того, даже самых злостных должников «ЖЭКи» не вправе оставлять без отопления и холодного водоснабжения.

Предупрежден – значит вооружен

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг допускается только при наличии не менее чем двухмесячной задолженности, рассчитанной исходя из норматива потребления и действующих тарифов. Например, недоимка москвича за горячую воду должна составить не менее 900 рублей, газ – почти 100 рублей и так далее. Хотя в большинстве случаев почти все услуги оплачиваются в составе единого счета, и сам потребитель не может его «разделить». Установленные Правительством России правила предусматривают, что для таких ситуаций недоимка распределяется между услугами пропорционально включенной в единый счет сумме. 

Зафиксировав двухмесячный долг, управляющая компания обязана письменно уведомить неаккуратного жильца о возможных санкциях. До 2017 года уведомления о грядущем отключении должны были вручаться должникам под расписку или высылаться заказным письмом с уведомлением о вручении. Но принятые в конце прошлого года поправки упростили информирование потребителей: предупреждение можно отправить по электронной почте, с помощью SMS-сообщения, путем телефонного звонка с аудиозаписью разговора, а также включением в обычный ежемесячный счет или даже разместив его на сайте самой управляющей компании. Вместе с тем на «коммунальщиков» возлагается бремя доказывания факта и даты получения уведомления потребителем.

Предоставление коммунальной услуги может быть ограничено не ранее чем через 20 дней после предупреждения жильца. На десять дней «ЖЭК» вправе снизить объем отпускаемой горячей воды или иного ресурса, либо делать это по графику. При отсутствии технической возможности управляющая компания может сразу же отключить коммунальную услугу без предварительного введения ограничения. 

Возобновить обслуживание предприятие ЖКХ обязано в течение двух суток после погашения недоимки. Вместе с тем с 1 января этого года потребитель обязан также компенсировать «коммунальщикам» расходы, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления услуги. Порядок расчета таких затрат пока не определен, тогда как до их оплаты жилец будет числиться недоимщиком.

Невиноватые мы

На практике такая система нередко приводит к многочисленным спорам, а также нарушению прав законопослушных граждан, с одной стороны, и, с другой, позволяет злостным должникам уклониться от ответственности.

В частности, российские суды неоднозначно оценивают задолженность сособственников квартир. При наличии нескольких лицевых счетов «ЖЭК» не вправе отключать услугу жильцам, которые своевременно вносят соответствующие платежи. Один из таких споров рассмотрел Санкт-Петербургский городской суд: ТСЖ «Магистраль» заблокировала канализационную трубу в квартире, которую занимало пять человек. Было установлено, что услуги ЖКХ оплачиваются по двум лицевым счетам, и задолженность имелась только у одного потребителя. Причем другие пользователи предупреждения от ТСЖ даже не получали. Поэтому служители Фемиды признали действия «коммунальщиков» незаконными и взыскали в пользу добросовестных жильцов компенсацию причиненного им морального вреда: «Долевой собственник вправе производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально его доле в праве собственности в соответствии с договором и на основании отдельных платежных документов. При отсутствии согласия остальных долевых собственников он вправе требовать установления судом раздельного порядка оплаты жилого помещения и коммунальных услуг между собственниками», – констатировал суд.

По закону управляющая компания вправе отключить только услугу, по которой имеется задолженность. Но технически заблокировать можно только водоотведение и электроснабжение. Однако во многих регионах электричество жильцам многоквартирных домов подается на основании прямых договоров со специальными компаниями (электросбытовыми организациями), то есть оплата за свет происходит, минуя «ЖЭК». Следовательно, даже при наличии многомесячной недоимки управляющая компания не вправе приостанавливать электроснабжение.

Судебная практика по этому вопросу остается неоднозначной. В большинстве случаев наличие задолженности по единому счету признается законным основанием для отключения управляющей компанией света, даже если электричество оплачивалось своевременно. По логике «коммунальщиков», электроэнергия подается с использованием инженерных систем, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, обслуживание которых входит в квартплату. Таким образом, недоимка по единому счету является основанием для приостановления услуги не электроснабжения, а подачи электричества по проводам. Более того, именно в ведении «ЖЭКов» находится «рубильник», позволяющий отключить свет.

В то же время Московский областной суд удовлетворил иск Элины Бобковой-Фильшино против Сергеево-Посадской управляющей компании «Контур» о взыскании компенсации морального вреда за незаконное отключение электроснабжения. Истица не отрицала наличия задолженности за жилье и коммунальные услуги, однако оплачивала электричество по прямому договору с ОАО «Мосэнергосбыт». «У исполнителя имеется право приостановить подачу только того вида коммунальных услуг, по которому имеется задолженность. Наличие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не является самостоятельным основанием для приостановления электроснабжения лицом, не являющимся исполнителем по договору электроснабжения», – заключил суд.

А вот москвичка Шапигузова не оплачивала услуги непосредственно «Мосэнергосбыт», которое и отключило свет в квартире должника. Однако энергетики не смогли доказать в суде факт своевременного предупреждения потребителя: высланное заказным письмом извещение не было востребовано адресатом и возвращено почтой за истечением месячного срока хранения. «Факт ненадлежащего уведомления истца о предстоящем введении ограничения предоставляемой коммунальной услуги по электроснабжению нашел свое достоверное подтверждение в ходе судебного разбирательства», – заключил Московский городской суд.

Справка

Ежемесячно российские суды рассматривают 28-30 тысяч исков о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, 99 процентов из них удовлетворяется. Две трети таких споров разрешается путем вынесения судебного приказа (без проведения заседания и вызова сторон). Средняя сумма взыскания – 19,7 тысячи рублей.

По последним данным Росстата, суммарная задолженность потребителей и иных плательщиков перед предприятиями ЖКХ превышает триллион рублей. Среднемесячная стоимость жилищно-коммунальных услуг оценивается примерно в две тысячи рублей на человека.

Мнения

 

Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России

Человека, не оплачивающего полученные услуги, я не могу назвать добросовестным потребителем. Но их надо отличать от тех, кто оспаривает качество предоставляемых услуг ЖКХ, то есть направил соответствующую претензию.

Реально отключить можно только электричество. Но организации, которые это вправе делать (например – АО «Петроэлектросбыт», ПАО «Мосэнергосбыт»), чаще всего этим не пользуются. Введя специальную заглушку в фановую трубу, можно приостановить оказание услуг водоотведения, точнее говоря – твердой фазы. Но результат таких действий крайне отрицательный – куда жильцы будут выбрасывать образовавшиеся отходы? 

Поэтому отключение отдельных квартир, с моей точки зрения, неразумно и неэффективно.