Рейтинг@Mail.ru
home

09.11.2015

Сколько стоит пассажир

Родственники погибших пассажиров разбившегося над Синайским полуостровом самолета получат в сумме по 3 млн рублей. Хотя международные обязательства России предусматривают многократно большую сумму.

09.11.2015. АПИ — Согласно действующему Воздушному кодексу РФ, компенсация за жизнь пассажира составляет 2 млн рублей. Их наследникам жертв рейса 9268 авиакомпании «Когалымавиа» (торговая марка Metrojet), следующего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, должна выплатить страховая компания. Еще по миллиону на «душу» из городской казны обещают выделить власти Северной столицы.

Нет человека – нет проблемы

До 2008 года российское законодательство вообще не гарантировало пострадавшим авиапассажирам или родственникам погибших какой-либо фиксированной компенсации. Они могли в судебном порядке добиваться лишь возмещения причиненного вреда, доказывая каждый потраченный рубль или понесенные страдания. В случае смерти служители Фемиды субъективно оценивали причиненный семье моральный вред. Так, родственники пассажиров, погибших при крушении самолета Ту-154 авиакомпании «Пулково», в 2006 году разбившегося под Донецком из-за халатности пилотов, смогли взыскать от 200 до 250 тысяч рублей на «душу». Если бы пассажиры выжили – перевозчик обязан был бы компенсировать необходимые платные медицинские услуги, реабилитацию, выплачивать утерянный заработок и так далее. То есть по существу законодательство делало смерть всех потерпевших выгодной для авиакомпаний.

Абсурдность такого положения вынудила законодателей ввести минимальный размер «стоимости жизни» авиапассажира в 2 млн рублей. В зависимости от повреждений, предусмотрены и пропорциональные компенсации всем пострадавшим: инвалиды I группы получат 2 млн рублей, II – 1,4 млн, III – 1 млн, получившие сотрясение мозга – от 60 до 100 тысяч и так далее. В 200 тысяч оценивается травматический шок.

Ответственность перевозчиков перед пассажирами подлежит обязательному страхованию. Изначально это был один из самых выгодных видов деятельности страховщиков: в 2010 году уровень выплат составил всего 27,3 процента. Но потом законодатели распространили двухмиллионный стандарт и обязательное страхование на все виды транспорта – на эту или пропорциональную ей сумму теперь вправе рассчитывать родственники погибших или пострадавшие пассажиры поездов, автобусов, теплоходов и так далее. В результате в 2014 году выплаты страховщиков по таким полисам превысили сборы в восемь раз.

Gold standard

Однако при выполнении международных полетов установленный Воздушным кодексом РФ размер выплаты является минимальным, а приоритет отдается международным соглашениям. В первую очередь – Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве еще на заре гражданской авиации – в 1929 году.

В первоначальной редакции Варшавской конвенции, к которой в 1934 году присоединился и Советский Союз, лимит компенсации за жизнь и здоровье пассажира определялся в 125 тысяч французских франков. В 1955 году страны подписали так называемый Гаагский протокол, увеличивший размер выплаты в два раза – до 250 тысяч франков. Причем почти за полвека до введения евро и, соответственно, исчезновения французского франка, международное сообщество предусмотрело механизм пересчета через «золотой стандарт» – один франк признавался равным 0,0655 грамма золота 900-й пробы. «Перевод этих сумм в национальные валюты, не имеющие золотого содержания, в случае судебного разбирательства, производится в соответствии с золотой стоимостью этих валют на день судебного решения», – отмечается в документе.

Советский Союз также ратифицировал Гаагский протокол, и его нормы на сегодняшний день являются обязательными для России. Таким образом, родственники погибших пассажиров международного рейса вправе рассчитывать на компенсацию, соразмерную 14,7 кг номинального золота, или, по курсу Банка России, – около 33,5 млн рублей.

Необходимость применения «золотого стандарта» подтверждает и скромная судебная практика по этому вопросу. Так, год назад Новосибирский областной суд взыскал с авиакомпании «Сибирь» 28,5 тысячи рублей за 3,25 килограмма утерянного багажа. Ссылаясь на разъяснения чиновников, перевозчик готов был выплатить за каждый килограмм по 20 долларов США, но пассажир апеллировал к гарантированной Варшавской конвенцией компенсации в 250 «золотых» франков. Напомнив, что Конституция России предусматривает приоритет международных соглашений, служители Фемиды пересчитали франки в золото, а золото – в рубли. «Правила, установленные приказом Департамента воздушного транспорта РФ о расчете стоимости килограмма утраченного багажа исходя из 20 долларов США, на которые указывал представитель ответчика, применению не подлежат и по тому основанию, что с момента его издания курс доллара к национальной валюте, стоимость золота значительно изменились, имеют место инфляционные процессы, что является общеизвестными фактами, которые не подлежат доказыванию», – заключил суд.

В авиакомпании «Когалымавиа» и застраховавшей ее ответственность компании «Ингосстрах» уклонились от комментариев ситуации.

По милости властей

В 1999 году многие страны подписали новую – Монреальскую – конвенцию. Она определяет новый минимальный уровень ответственности авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира в размере 100 тысяч «специальных прав заимствований» (SDR – расчетной единицы Международного валютного фонда). По текущему курсу указанная сумма составляет примерно 138 тысяч долларов, или 8,8 млн рублей. 

Правда, Россия Монреальскую конвенцию пока не ратифицировала, хотя этот вопрос неоднократно поднимался, в том числе и Министерством транспорта России. Поэтому пока родственникам погибших пассажиров придется или довольствоваться «подарком» в 2 млн рублей, или пытаться доказать необходимость применения «золотого стандарта».

В конфликтных ситуациях между странами размер компенсации определяется чаще всего соглашением сторон или «доброй волей» фактического виновника. Так, США согласились выплатить семьям пассажиров, погибших в сбитом над Персидским заливом иранском аэробусе, по 150-300 тысяч долларов. Но такое решение было принято ex gratia (по милости – лат.), то есть без признания вины за произошедший инцидент. В таком же порядке украинские власти заплатили родственникам пассажиров так же случайно сбитого над Черным морем Ту-154 по 100 тысяч долларов. При этом украинские суды отклонили все иски пострадавших и владельца самолета (авиакомпании «Сибирь»), не признав причиной трагедии запущенную в ходе учений ракету.

Мнения

 

Всеволод Байбак, партнер адвокатского бюро «Юсланд»

Россия участвует в Варшавской конвенции о международных воздушных перевозках 1929 года в редакции Гаагского протокола 1955 года. Эти акты применяются в тех случаях, когда совершается международная авиаперевозка, как в случае с рейсом авиакомпании «Когалымавиа».

Установленные этими документами суммы выплат при причинении смерти пассажиру (в частности, 250 тысяч франков) являются верхним пределом компенсаций. Соответственно, это не означает, что именно они будут выплачены. Если авиаперевозчик, а точнее, застраховавшая его ответственность страховая компания, не придет к какому-то соглашению с родственниками погибших пассажиров, размер компенсации будет определяться судом.

Вопросы выплаты компенсации, безусловно, не стоят сейчас на первом плане. Но их грамотное решение поможет родственникам погибших, так как они не только потеряли родных и близких людей, но и зачастую остались в одиночестве и нуждаются в поддержке.