Рейтинг@Mail.ru
home

28.04.2017

Инвалидное парковочное ограничение

Большинство инвалидов формально не вправе пользоваться гарантированными бесплатными стоянками для частного автотранспорта. Такая возможность предоставляется только имеющим специально оборудованные транспортные средства, которые российским инвалидам чаще всего не доступны.

28.04.17. АПИ — Действующий федеральный закон обязывает владельцев инфраструктуры, в том числе жилых, торговых, спортивных и иных комплексов, бесплатно выделять каждое десятое место на парковке для «специальных автотранспортных средств инвалидов». Их не должны занимать иные автомобили. Кроме того, для строительства гаражей или стоянки технических и других средств передвижения граждане с ограниченными возможностями вправе требовать бесплатного земельного участка вблизи места жительства.

Дорогая стоянка

Конфликт, который привел к принятию прецедентного решения, разгорелся в одном из крупнейших торгово-развлекательных комплексов (ТРК) в центре Санкт-Петербурга – «Галерея». Расположенной под ним платной парковкой (иная отсутствует) решил воспользоваться владелец частного Ford Focus – инвалид Козлов. Обозначенный соответствующим значком автомобиль он разместил на выделенном месте. Но при выезде администрация ТРК – ООО «Строительная компания Бриз» – потребовала за стоянку 5,5 тысячи рублей. 

Рассмотрев жалобу инвалида, чиновники Роспотребнадзора расценили действия компании как нарушение прав гражданина – непредставление гарантированных законом льгот. На ТРК был наложен административный штраф.

Однако Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в который обратилась компания, пришел к выводу о правомерности ее действий. Ведь согласно букве федерального закона, места для парковки предоставляются бесплатно только «специальным транспортным средствам». Таковыми являются соответствующим образом оборудованные автомобили, в том числе с ручным управлением, приспособленные для перевозки инвалидных колясок и другие. «В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Козлов С.С. обладает таким транспортным средством. В связи с этим следует признать, что в действиях ООО «Строительная компания Бриз» отсутствует событие административного правонарушения», – констатировал арбитраж, подтверждая право  администрации ТРК взимать плату за парковку принадлежащих инвалидам обычных автомобилей.

Судебная практика также свидетельствует, что лица с ограниченными возможностями чаще всего не могут претендовать и на участок для строительства гаража или даже стоянку своих «четырехколесных друзей». Так, рассмотрев иск ростовчанина Остроушко, служители Фемиды указали, что такая льгота распространяется лишь на тех инвалидов, которые получили автомототранспорт от органов социальной защиты населения как техническое средство своей реабилитации, «при установлении медицинских показаний в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений их жизнедеятельности».

В течение многих лет специальные малолитражные автомобили для инвалидов (сначала «Запорожцы», потом марки «Ока» – модель серии СеАЗ-1111) действительно бесплатно выдавались органами социальной защиты. Более того, отдельные категории граждан имели право на периодическую безвозмездную модернизацию (замену) этих транспортных средств. Однако в 2008 году государство отказалось от реализации такой программы реабилитации. На рынке так называемый «социальный транспорт» – оборудованные специальными средствами автомобили – стоит, как правило, дороже обычного.

Особые правила

Отдельные владельцы парковок устанавливают собственные правила использования ими инвалидами. Например, чтобы бесплатно поставить автомобиль в центре Санкт-Петербурга (пилотной зоне платной стоянки), необходимо наличие специального разрешения. Оно выдается любому россиянину, имеющему инвалидность I или II группы, а также родителям или иным законным представителям ребенка-инвалида. Но для получения такой санкции (внесения автомобиля в льготный реестр) необходимо подать заявление, предоставить пакет подтверждающих документов и так далее. 

Тогда как для безвозмездного размещения транспортного средства на муниципальной платной парковке в Москве инвалидам достаточно предъявить обычную справку. Более того, бесплатно парковаться на специально обозначенных местах вправе также автомобили, в конкретный момент времени перевозящие пассажиров с ограниченными возможностями (в том числе такси и иные).

В то же время многие собственники коммерческих объектов никак не ограничивают размещение на отведенных для инвалидов парковках принадлежащих им обычных автомобилей. В Гильдии управляющих и девелоперов убеждены, что это вопрос клиентоориентированности торговых и иных комплексов: «Собственник или управляющий вправе самостоятельно определять условия использования парковкой. В большинстве случаев они бесплатные. Но даже если и платные, то вряд ли управляющая компания будет требовать деньги с водителя автомобиля, который предъявит подтверждающий статус инвалида документ», –  пояснили АПИ в пресс-службе Гильдии.

Пространство общего пользования

Правила дорожного движения (ПДД) устанавливают более либеральные критерии – инвалидом признается водитель, имеющий инвалидность I или II группы, а также владелец перевозящего ребенка-инвалида транспортного средства. Условие о наличии специального оборудования отсутствует. Такие автомобилисты вправе установить соответствующий значок (квадрат желтого цвета с традиционной пиктограммой). Они могут не только парковаться на отведенных местах, но и не подчиняться некоторым запрещающим знакам, в том числе «Движение запрещено», «Стоянка запрещена» и другим.

Для пресечения злоупотреблений законодательство предусматривает и жесткие санкции для «лжеинвалидов». За незаконную установку значка «Инвалид» не имеющий соответствующего документа водитель должен быть оштрафован на пять тысяч рублей, а сам значок подлежит конфискации. Такой же штраф налагается и за остановку или стоянку в отведенных для транспортных средств инвалидов местах, причем автомобиль нарушителя подлежит задержанию (эвакуации за спецстоянку).

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России почти 12,3 млн инвалидов, в том числе 7,2 млн – I и II группы.

Мнения

 

Александр Холодов, член координационного совета МООА «Свобода выбора» (защитник прав автомобилистов)

Места для бесплатной парковки инвалидов выделяются, чтобы облегчить им доступ к соответствующей инфраструктуре. То есть в первую очередь для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата и иными ограничивающими передвижение недугами. Хотя далеко не все они пользуются или нуждаются в специально оборудованных транспортных средствах. Водитель даже без левой ноги может управлять автомобилем с автоматической коробкой передач.

Правила дорожного движения разрешают ставить значок «Инвалид» на транспортные средства, которыми управляет инвалид I и II групп, а также перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов. Поэтому ГИБДД в своей практике не применяет штрафные санкции и не эвакуирует законно обозначенные такими знаками автомобили, которые размещаются на специальных парковочных местах, под запрещающими стоянку знаками и так далее. С учетом низкой доли специально оборудованных для инвалидов транспортных средств такой гуманный подход, на мой взгляд, обоснован.

Денис Роза, председатель правления общественной организации инвалидов «Перспектива»

К специальным транспортным средствам относились мотоколяски, «Запорожцы» и другие автомобили с ручным и обычным управлением. Они предоставлялись инвалидам в качестве средства реабилитации в соответствии с индивидуальной программой. Однако действующим социальным законодательством порядок предоставления таких автомобилей не предусмотрен. Постановление Правительства России, которое регулировало льготное выделение специальных транспортных средств, утратило силу еще 2008 году.

По нашему мнению, специальное автотранспортное средство – это техническое средство реабилитации для человека с инвалидностью, которое может иметь специальные приспособления или же нет. Но по факту оно используется человеком с инвалидностью I или II группы, для перевозки таких людей или детей с инвалидностью.

Дарья Сизых, заместитель коммерческого директора FortGroup

На парковках всех наших торгово-развлекательных комплексов соблюдается установленная законодательством норма о предоставлении не менее 10 процентов парковочных мест для стоянки «специальных транспортных средств инвалидов». Воспользоваться данной парковкой могут владельцы автомобилей, которые имеют соответствующее удостоверение либо их автомобиль обозначен знаком «Инвалид», а также специально оборудованные автотранспортные средства. Во всех торгово-развлекательных комплексах ведется аудиоинформирование о необходимости соблюдения правил парковки.