Рейтинг@Mail.ru
home

18.05.2017

Покупателям страховых полисов предоставят две недели на «охлаждение»

18.05.2017. АПИ — Гражданам, по ошибке или принуждению купившим полис, планируется предоставить 14 дней для его возврата. С такой инициативой выступил Банк России.

Так называемый «период охлаждения» был введен в ноябре 2015 года. Утвержденные регулятором минимальные (стандартные) требования распространялись на договора страхования жизни, от несчастных случаев и болезней, финансовых рисков, добровольного медицинского страхования (ДМС) и КАСКО. Частным клиентам гарантировалось право в течение пяти дней с момента заключения договора расторгнуть его и вернуть уплаченную страховую премию. Удержания не могли превышать сумму, пропорциональную прошедшему сроку действия полиса. Исключения составляли полисы, по которым уже произошел страховой случай, а также договора медицинского страхования выезжающих за границу и прибывших в Россию иностранцев (обязательные для их трудоустройства), профессиональной ответственности (нотариусов и иных), а также «зеленой карты».

Подготовленные Банком России поправки предусматривают увеличение срока возврата полиса до 14 дней. В пресс-службе регулятора утверждают, что «период охлаждения» зарекомендовал себя как эффективно действующий механизм защиты прав потребителей страховых услуг. «Это подтверждается статистикой жалоб, поступающих в Банк России. Так, количество обращений по фактам навязывания дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО снизилось почти на треть в I квартале 2017 года относительного того же периода годом ранее. Кроме того, из поступающих обращений видно, что при потребительском кредитовании граждане также активно используют «период охлаждения» и без потерь возвращают страховую премию, уплаченную за оформленную при заключении договора потребительского займа (кредита) страховку. Анализ показывает, что многие страховые компании предлагают более длительный «период охлаждения» по сравнению с минимальным, установленным нормативным актом регулятора. С другой стороны, часто пяти рабочих дней недостаточно, чтобы успеть обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением и отказаться от договора страхования. 14 дней – универсальный, нормативно установленный срок в целях защиты прав потребителей. В частности, именно такой срок определен в законодательстве для досрочного возврата суммы потребительского кредита (займа) и возврата товара. Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от недобросовестного поведения страховщиков по навязыванию дополнительных услуг по страхованию», – убеждены в Банке России.

Планируется, что новация вступит в силу с 1 января 2018 года.

Напомним, что минимальные стандарты необходимы для предупреждения злоупотреблений со стороны страховых компаний и их партнеров, в первую очередь – кредитных организаций. Практика свидетельствует, что даже полугосударственные «Почта Банк» и «Сбербанк России» нередко выдают кредит только при условии покупки полиса конкретной компании. Кроме того, некоторые компании (в частности – «Росгосстрах») нередко уклонялись от оформления ОСАГО автомобилистам, не желающим приобретать дополнительные полисы КАСКО или страхования жизни. Благодаря «периоду охлаждения» потребители получают возможность, не конфликтуя, заключить навязанный договор и тут же заявить о его расторжении.

При страховании ответственности владельцев выезжающих за границу автомобилей («зеленой карты») в рамках международной системы установлены особые правила. Клиенту предоставляется возможность отказаться от полиса только до вступления его в силу, получив уплаченную премию за вычетом 30 процентов. Пропорциональная фактическому сроку страхования сумма возвращается, только если автомобиль полностью разбит или компания была лишена лицензии.