Рейтинг@Mail.ru
home

14.06.2017

Дифференциацию тарифов на железнодорожные билеты признали законной

14.06.17. АПИ — Повышение стоимости проезда в поездах в «высокий сезон» не нарушает прав пассажиров. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Действующее законодательство предусматривает государственное регулирование тарифов на проезд в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования. Устанавливать соответствующие коэффициенты индексации делегировано Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Но на практике цены дифференцируются также в зависимости от даты перевозки: со скидкой в 10 процентов от базовой стоимости можно будет ездить в вагонах АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК – дочерняя структура РЖД) с января по июнь (исключая дни празднования 23 февраля и две недели в апреле-мае), а также с октября до середины декабря. Тогда как в летний период цены вырастут на 20 процентов. По мнению чиновников, такая дифференциация позволяет гибко реагировать на колебания спроса, обеспечивая доступность и эффективность использования подвижного состава за счет снижения стоимости перевозок в случае падения потребительского спроса. При этом большую часть года билеты продают с понижающим коэффициентом.

Иначе установленную систему ценообразования расценили в Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Импульс». Ее руководители и гражданин Олег Берг подсчитали, что по повышенным относительно базового уровня ценам ФПК продает больше билетов, то есть дифференциация позволяет железнодорожникам получить дополнительный доход. Поэтому сам принцип – чем больше спрос на билеты, тем больше индекс, приводит к «неопределенности правового регулирования и нарушает принцип равенства прав граждан»,  – заявили административные истцы в поданном в Верховный суд России иске.

В то же время они не смогли доказать противоречие между спорной системой и нормами какого-либо закона. Поэтому служители Фемиды пришли к выводу, что тарифы определены уполномоченным органом, а изданный приказ отвечает принципу правовой определенности и не допускает неоднозначного толкования. Кроме того, дифференцированные по календарным периодам индексы направлены на «создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами, а также сохранение единого социально-экономического пространства страны и создание условий для углубления транспортно-экономических связей между регионами», – заключил Верховный суд России.

Напомним, что с 2017 года тарифы на проезд в поездах дальнего следования ФПК подорожали на 3,9 процента. Вместе с тем ФАС намерена отказаться от дальнейшего повышения пассажирских тарифов, чтобы стимулировать ОАО «Российские железные дороги» снижать издержки и увеличивать рентабельность (АПИ писало о таких планах – Стоимость железнодорожных билетов «заморозят»).