Рейтинг@Mail.ru
home

16.06.2017

Верховный суд России: операторы связи не вправе насильно обслуживать абонентов в долг

16.06.17. АПИ — Сотовые компании обязаны отключать исчерпавшего внесенный аванс пользователя от услуг связи. Решение по такому делу 7 июня принял Верховный суд России.

Жалобу в Роскомнадзор подал житель Петрозаводска, являющийся абонентом ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) еще с 2005 года. Находясь во внутрисетевом роуминге, он воспользовался услугой доступа к Интернету, в результате возник долг в 5,7 тысячи рублей. В надзорном ведомстве усмотрели в действиях компании нарушение закона и лицензионных условий: утвержденные Правительством России правила предусматривают, что в случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, а возможность перехода с авансового на отложенный платеж должна быть закреплена в договоре.

В свою очередь, юристы «МТС» отрицали претензии чиновников. Они апеллировали к условиями обслуживания клиентов, которые позволяют изменение метода расчета путем предоставления возможности использовать услуги связи при отрицательном балансе лицевого счета. Более того, обратившийся с жалобой петрозаводчанин ранее неоднократно «уходил в минус» и не возражал против предоставления услуг в таком порядке.

Арбитражный суд пришел к выводу, что система оплаты отнесена к существенным условиям договора. В данном случае абонент выбрал авансовый тарифный план и дополнительного соглашения об изменении его условий не заключил. «Само по себе продолжение пользования абонентом услугами связи при отсутствии у абонента сведений об исчерпании суммы внесенных денежных средств на лицевой счет и кредитного лимита, не могло считаться конклюдентным действием, свидетельствующим о согласии абонента о переходе с авансового платежа на отложенный платеж, поскольку поведение лица должно однозначно выражать волю на изменение договора. В связи с чем соответствующие доводы ответчика отклонены», – заключил суд.

Не согласились служители Фемиды и с доводом оператора о включении возможности использование использования «кредита» в условия договора. Ведь они были введены только в июле 2015 года – через десять лет после заключения контракта с конкретным абонентом. На «МТС» был наложен административный штраф в размере 30 тысяч рублей, Верховный суд России признал такое решение законным и обоснованным.

Отметим, что в течение многих лет услуги в международном роуминге тарифицировались в режиме офф-лайн – оператор получал сведения об услугах, оказанных его пользователю за границей, с задержкой до нескольких дней. В 2011 году компании так называемой «большой тройки» («Вымпел-Коммуникации», «Мегафон» и «МТС») обязали внедрить он--лайн систему. Так, руководство «МТС» публично заявило, что «введение нового сервиса позволит абонентам лучше контролировать свои расходы в роуминге и не уходить в «минус» или ниже установленного кредитного порога при использовании мобильного Интернета в роуминге. Мы убеждены, что запуск онлайн-тарификации сделает путешествия наших абонентов более комфортными и позволит им свободнее пользоваться мобильным телефоном, не опасаясь получить непредвиденно большой счет за связь по возвращении из поездки».

Однако на практике оказалось, что воспользовавшись услугами за границей, многие клиенты оказывались должниками на десятки тысяч рублей. При этом компания утверждала, что условия договора позволяют применять офф-лайн тарификацию, а публичные обещания не имеют юридической силы.