Рейтинг@Mail.ru
home

16.05.2018

Российских апатридов защитили от бессрочного заключения

16.05.2018. АПИ — Подлежащие выдворению лица без гражданства не могут бессрочно содержаться в заключении. Такое решение вчера принял Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Жалобу в Страсбург подал уроженец Таджикистана Олимжон Маинов. В 1993 году он приехал в Россию и стал лицом без гражданства, равно как и без определенного места жительства и занятий. После того как в 2014 году его задержали за бродяжничество, было принято решение о выдворение. При этом суд установил, что правонарушитель является гражданином Таджикистана, родственников в России не имеет. «Длительное время пребывает без документов, подтверждающих право на пребывание в России, вопрос выезда до настоящего времени не решал, на учете в базе данных УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не числится», – констатировал суд.

Однако реализовать такое решение не удалось, так как посольство Таджикистана игнорировало запросы российских чиновников о личности задержанного. Правоохранительные органы выявили еще одно имя приговоренного к выдворению, но также не смогли получить согласие Таджикистана принять Олимжона Маинова. Сам апатрид содержался в специальном изоляторе и только через два года был выпущен. 

ЕСПЧ пришел к выводу, что такое заключение под стражу не было оправданным, так как власти не предпринимали активных действий по реализации принятого решения о выдворении: «Единственной мерой было направление нескольких писем в посольство Таджикистана. Однако при этом власти просто соблюдали установленную процедуру, вопиющим образом пренебрегая фактом, что заявитель не был гражданином Таджикистана и у этой страны не было юридического обязательства признать его. Правительство не представило доказательств каких-либо попыток обеспечить прием заявителя в третью страну и не предприняло каких-либо шагов для изучения этого варианта по своей собственной инициативе», – констатировал Европейский суд.

В качестве компенсации причиненного морального вреда ЕСПЧ присудил апатриду 7,5 тысячи евро. Также Россия должна возместить судебные издержки заявителя.

В то же время страсбургские служители Фемиды не установили фактов бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с Олимжоном Маиновым в период его нахождения в специзоляторе для выдворяемых. Длительное время он содержался в так называемой «закрытой ячейке» – одиночной камере, под замком и, за исключением коротких и редких прогулок на открытом воздухе, без возможности выходить и общаться. Также Олимжон Маинов жаловался на тусклое освещение, низкое качество продуктов питания, недостаточные прогулки, отсутствие медицинской помощи и другие тяжелые условия.

Напомним, что вопрос о законности бессрочного содержания подлежащих выдворению лиц без гражданства уже рассматривался Конституционным судом России. Кроме самих апатридов, длительное время в специзоляторах находятся иностранцы, скрывающие свое настоящее имя. Представители государственных органов не отрицали спорность применения таких мер, но указывали на отсутствие альтернативных способов решения проблемы: «Что должно делать государство? Признать своим гражданином? Выдавать паспорт и вид на жительство? Не надо его принудительно держать, но невозможность выдворения не должна приводить к легализации такого лица в России», – заявил полномочный представитель Президента России Михаил Кротов. Высшая инстанция ограничилась признанием прав находящихся в специальных учреждениях апатридов обращаться с жалобами (АПИ подробно писало о принятом решении – «Невостребованные» мигранты). 

В свою очередь, представленный Правительством России законопроект допускает содержание выдворяемого иностранца в течение максимум полугода. Кроме того, если, несмотря на предпринятые уполномоченным органом меры, ни одна страна не согласится принять апатрида или иного мигранта, он должен освобождаться.

Справка

По данным МВД России, на основании разрешения на временное проживание в России находится 3,2 тысячи лиц без гражданства, вида на жительства – 6,2 тысячи апатридов. В 2017 году на миграционный учет было постановлено 22,8 тысячи таких лиц.